GUITARBLOG.RU

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Сайту нужна ваша поддержка. Оплата хостинга, сертификатов, подписок..Даже если вас давит жаба поддержать проект монетой, вы можете сделать это хотя-бы покликав на рекламу, или сделав репосты на материалы. У сайта нет спонсоров, всё держится на голом энтузиазьме.

Dumble

 

 

Под капотом

 

 

После смерти Александра Дамбла в январе мы рассмотрим подробнее легендарные устройства, носящие его имя, а также оборудование и саунд, появившиеся под его влиянием.

 

 

 

 

 

 

Ник Гаппи

Guitarist, апрель 2022

Перевод с английского

 

 

 

 

 

Говард Александр Дамбл (который позже попросил называть себя просто Александром), получивший образование в области музыки и электроники, а также обладавший склонностью к предпринимательству, практически предопределил своё будущее в области создания усилителей. Выросший в Бейкерсфилде, штат Калифорния, Дамбл продавал самодельные транзисторные радиоприёмники своим школьным друзьям и соорудил 200-ваттную акустическую систему для местной юношеской бейсбольной команды. Будучи эпицентром развития прогрессивного рока и электрогитар, Калифорния - особенно Лос-Анджелес и район залива Сан-Франциско - была движима местными группами, включая Jefferson Airplane, The Grateful Dead, The Byrds, Little Feat и Сантану.

 

После окончания школы Дамбл познакомился с лютье Семи Мозли из Санта-Круз, который искал человека, способного спроектировать усилитель для дополнения линейки гитар Mosrite. Дамбл сконструировал 10 или 11 усилителей Mosrite, но сделка сорвалась, и Дамбл вернулся к созданию усилителей самостоятельно, по одному.

Лишь немногим удалось заполучить в свои руки оригинальный Overdrive Special - этот экземпляр с серийным номером 0128, выпущен в 1986 году и куплен в то время новым более чем за 2000 долларов.

 

 

 

Его первый "настоящий" усилитель, который часто считают прототипом Overdrive Special, назывался Explosion. Согласно легенде, вдохновение на создание Overdrive Special пришло к Дамблу после того, как он увидел, как Роббен Форд играет через голову и кабинет Fender Bassman шестидесятых. Его схема была в значительной степени основана на блэкфейсах Fender '60-х, с повышенной мощностью и чистым каналом, за которым следовал эквалайзер, а затем подключаемая футсвитчем секция овердрайва, каскадированно соединяющаяся с чистым каналом преампа.

 

Концепция каскадирования гейна уже была популярна в компании Mesa Engineering. Но Дамблу, который был опытным гитаристом и бас-гитаристом, не понравился подход Mesa, и он изменил расположение секции овердрайва, переместив ее в конец, после регуляторов тембра. Это позволило получить более жирный, округлый тон овердрайва, который был дополнительно оборудован тумблерами функций Bright и Deep, а также переключателем Jazz/Rock, который менял характер усилителя в сторону более линейной эквализации с меньшим гейном.

 

 

По одному

 

Дамблу было не интересно массовое производство; он был доволен тем, что собирал свои усилители по одному, каждый из которых индивидуально подстраивался под нужды исполнителя, с которым он работал. Следовательно, все они разные, с тонкими (или не очень тонкими) изменениями в стоимости компонентов и их расположении для достижения желаемых характеристик. Природа преампа подразумевает наличие компромисса между чистым звуком и овердрайвом, поскольку один из них управляет другим с помощью общего эквалайзера. Таким образом, это одна из областей, которую Dumble варьировал в зависимости от потребностей клиента - мы знаем, что некоторые модели ODS имеют чистые каналы, которые начинают перегружать раньше, в то время как другие остаются чистыми вплоть до отметки 10.

1. Поскольку усилители Dumble не имели полноценной петли эффектов, для этой функции использовался Dumbleator - внешнее устройство, включавшее в себя регуляторы уровня посыла и возврата. 2. 12-дюймовый динамик Electro-Voice EVM12 был любимым динамиком Александра - он выдавала 200 Вт мощности. Обратите внимание на овальный порт задней стенки, который использовался для подчёркивания середины и верхней середины. 3. ODS были созданы для сцены, и эта модель предлагает на выбор 50- и 100-ваттный режим работы. Розетка переменного тока слева когда-то часто встречалась на гитарных усилителях, и именно к ней можно подключить вышеупомянутый блок Dumbleator.

 

 

Схема постоянно обновлялась и совершенствовалась. После ранних моделей семидесятых, созданных под влиянием Fender, в восьмидесятые был добавлен другой эквалайзер Skyline. Это была еще одна модификация, которая дополнилась отдельным внутренним эквалайзером "настроил и забыл" для секции овердрайва - под названием HRM ("Hot Rod Marshall" или "Hot Rubber Monkey", в зависимости от того, что вы предпочитаете) - для решения компромисса с общим эквалайзером.

 

Для усилителей Overdrive Special Дамбл изготавливал всё самостоятельно, от алюминиевого шасси до самодельных плат с гильзами, что давало ему полный контроль над тем, где должны располагаться компоненты. Это является основополагающей частью уникального звука и динамического характера Dumble. Сам Дамбл не раз говорил в интервью, что важна не только схема, но и детали и компоновка, что объясняет, почему он начал заливать компоненты эпоксидкой по мере роста своей репутации.

4. Этот Overdrive Special был куплен Роббеном Фордом примерно в '93-м году и присоединился к его "загорелому" ODS предыдущего десятилетия. 5. Считается, что Роббен Форд вдохновил его на создание ODS в начале семидесятых, когда он играл в Южной Калифорнии, где часто бывал Дамбл. 6. Панель управления предлагает множество вариантов настройки тембра с переключателями Bright, Deep и Rock/Jazz (грязный/чистый).

 

 

 

Частное расследование

 

Дамбл слишком ревностно относился к своей работе, и существует множество примеров печально известных контрактов, которые он заставлял подписывать потенциальных клиентов. Эти документы означали, что людям запрещалось вскрывать шасси, фотографировать внутреннюю схему или даже продавать усилитель без его разрешения, хотя вряд ли такие условия когда-либо проверялись в суде. Тем не менее, несколько экземпляров были "разобраны", а номиналы компонентов и схемы записаны для потомков, одним из наиболее хорошо задокументированных является выпущенный под серийным номером 124. Автору этих строк посчастливилось заглянуть внутрь этого экземпляра несколько лет назад, и он обнаружил схему и конструкцию, типичную для многих хэндмэйд-усилителей, сделанных в единственном экземпляре, преимущественно на компонентах New Old Stock, расположенных на самопальной плате с гильзами. Было очевидно, что каждый видимый компонент и провод был индивидуально отобран и продуманно расположен.

 

Усилитель ODS был продуктом своего времени - он был создан надолго, предназначен для профессионального использования на больших сценах и откалиброван так, чтобы находиться в звуковом фокусе на высокой громкости. Дамбл также создавал свои собственные кабинеты, в основном используя полузакрытые конструкции с тщательно выверенными овальными портами для улучшения середины и верхней середины, в сочетании с высокочувствительными динамиками, такими как JBL D140s или любимыми Дамблом Electro-Voice EVM12. У большинства усилителей Dumble не было полноценного разрыва между секциями преампа и оконечника, а была пара гнёзд для подключения отдельной буферизованной цепи для петли эффектов с регуляторами уровня посыла и возврата, которая называлась Dumbleator. Некоторые более поздние усилители имели встроенную схему Dumbleator. Большинство Overdrive Special не имели ревербератора, но некоторые из них таки были с ревером и назывались Overdrive Reverb.

 

В большинстве своих усилителей Дамбл использовал выходные лампы 6L6, хотя позже была выпущена серия ODS на EL34, включая выпущенный под серийным номером 183, который является ещё одним часто копируемым образцом. Другие известные Dumble включают модель Ларри Карлтона с оконечником на 6V6, один из двух, принадлежавших легенде сессионной работы в Лос-Анджелесе и заказанных для выступлений в небольших клубах, и, конечно, знаменитый №102 Роббена Форда, возможно, самый желанный из всех Dumble. Чуть менее известный №75 принадлежал сессионному гитаристу Стиву Фэррису из известной группы Mr Mister и является одним из лучших записанных примеров хайгейнового звучания Dumble, которое можно услышать на альбоме 1985 года Welcome To The Real World.

1

2

3

4

5

6

7

7. Выходные лампы 6L6, как чаще предпочитал Дамбл, а гнёзда Signal Access обеспечивают посыл и возврат эффектов для использования с Dumblelator.

 

 

 

Звучание Dumble-стайл

 

Поскольку в обращении находится менее трёхсот оригинальных усилителей Dumble, спрос на них всегда будет значительно превышать предложение, поэтому неудивительно, что многие производители усилителей занялись этим рынком. Некоторые из них похожи на Dumble: небольшие компании, состоящие из одного или двух человек, создают высококачественные реплики, часто конкретных усилителей с серийными номерами ODS или SSS. Брэндон Монтгомери из Bludotone - один из таких производителей, чья продукция попала в арсенал таких музыкантов, как Карлос Сантана, Джон Херингтон и Ларри Карлтон. Другие известные производители в этой категории - Amplified Nation, Louis Electric и Jelle Welagen. Между тем, такие производители усилителей, как Fuchs Audio Technology, Two-Rock и 633 Amplification, взяли Dumble в качестве источника вдохновения и расширили его возможности, создав новые аппараты, которые, возможно, более соответствуют современным требованиям.

 

Для тех из нас, кто жаждет получить звук Dumble, существует множество педалей, которые помогут вам достичь желаемого. Среди них можно выделить Ethos Overdrive, Van Weelden Royal Overdrive и Wampler Euphoria, а на развивающемся рынке DIY (сделай сам) доступны различные конструкторы, наиболее известным из которых является малазийский Ceriatone.

 

С уходом Дамбла возможности увидеть и услышать оригинальный аппарат могут стать еще более ограниченными, поскольку они, скорее всего, будут проводить больше времени в банковских хранилищах, чем на сцене. Хотя, к счастью, существует множество альтернатив по любой цене. И хотя Александр Дамбл, возможно, унёс с собой много незаменимых знаний о гитарных усилителях, он оставил после себя звуковое наследие, которое, вероятно, будет жить вечно.

8

9

10

8. Кенни Уэйн Шепард был одним из многих музыкантов, отдавших дань уважения Александру Дамблу, когда тот скончался в январе, назвав Дамбла и вдохновителем, и другом. 9 и 10. Поскольку так мало музыкантов смогли приблизиться к Святому Граалю усилителей, появились такие педали, как Ethos Overdrive и Van Weelden's Royal Overdrive, которые стараются имитировать легендарный звук Dumble за более доступный бюджет!

 

 

 

Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и другие предоставленные материалы для перевода.

 

 

 

Если вам понравился перевод и вы хотите читать и новые публикации, вы можете поддержать развитие сайта, воспользовавшись формой, расположенной в самом низу страницы (справа).