Тому, кто предложит наиболее подходящее и звучное название была обещана премия 500 западногерманских дойчмарок, и, в конце концов остановились на Duesenberg, марке, ассоциирующейся с крутейшими элитными американскими автомобилями первой половины XX века, и в то же время звучащей вполне по-немецки.
Модельный ряд был небольшой, суперстрат Starplayer и Schmitt, похожий на зеркально отражённый мифический Gibson Thunderbolt (Flying Z), появившийся на самом деле гораздо позже как первоапрельская шутка одного из гитарныхжурналов. Возможно Schmitt и вдохновил их на это. Кроме того был ещё безголовый бас для одного из местных музыкантов, но он не пошёл в серию.
Родители жены Дитера владели мебельной фабрикой Wente & Söhne в Аймбекхаузене (35 км от Ганновера), где у него появилась возможность изготавливать корпуса грифы для гитар. Так постепенно всё это привело к созданию компании Atze's Soundhouse (Atze – прозвище Дитера, что-то типа "братан" на немецком слэнге), а затем Rockinger, поставляющей гитарные запчасти, как их заокеанские коллеги Charvel. Также как и Charvel, Rockinger начинали с публикации объявлений в местном гитарном журнале. Тогда он назывался Fachblatt, а сегодня известен как Gitarre & Bass (объединившись в 1989 году другим изданием). Вместе с этим, Rockinger стали дистрибутировать и импортировать железо и звукосниматели других производителей, а затем и своё собственное, в числе которых было тремоло Vibromaster. Кстати, на псевдогитарных говнофорумах, как отечественных, так и зарубежных, и даже в википедиях встречается упоминание какого-то мифического Гельмута Рокингера. На самом деле брэнднейм взят как производное от группы Дитера – Rollinger.
Как всё начиналось
Сегодня все знают Duesenberg как стильные ретро-гитары, усилители и примочки, однако начиналось всё совершенно с противоположного, хэви-метал гитар футуристичного дизайна.
Но корни Duesenberg уходят ещё в Ганновер середины '60х, когда юный двенадцатилетний немецкий паренёк Дитер Гёльсдорф увидел по телевизору шоу Nashville Stars On Tour - серию европейских концертов с участием американских звёзд кантри-музыки. Больше всего Дитера поразило тогда выступление Чета Эткинса, а особенно то, как искусно он использовал рычаг Bigsby. Это и побудило его взять в руки гитару. Первой гитарой Дитера стала дешёвая трэвел-акустика Klira Triumphator. Взяв серию уроков, и решив, что уже достаточно неплохо освоил гитару, Дитер сел на велик, и поехал с гитарой за спиной в местную мастерскую, где попросил врезать в неё тремоло типа Fender Jazzmaster. Там на мальчишку, конечно же, посмотрели как на дурачка, но заказ выполнили. Так у него появилась весьма странная гитара, акустика с тремоло.
Роль звукоснимателя и усилителя первое время выполнял катушечный магнитофон Telefunken с микрофоном, засунутым в резонаторное отверстие. С помощью магнитофона Дитер начал экспериментировать с эффектами ленточного эха, добиваясь звучания в стиле Velvet Underground. Позже один из его друзей установил Дитеру в резонаторное отверстие звукосниматель Framus и спаял ему небольшой ламповый комбик. Так увлечение Дитера музыкой вышло на совершенно другой уровень. Кроме того Дитер увлекался техникой, и это неудивительно, ведь его дед, Карл Гёльсдорф был знаменитым австрийским инженером, конструктором паровозов и изобретателем так называемой оси Гёльсдорфа. Благодаря этой конструкции поезда не сходили с рельс на поворотах. Имя Карла Гёльсдорфа даже носят улицы в нескольких городах Австрии.
После окончания школы, откосив от армии по зрению, Дитер продолжал играть в местных группах. Однако музыка денег не приносила, и Дитеру приходилось браться за любую работу. Разгружать корабли в порту, развозить на своём минивэне пиццу. Тогда же он зачастил в один из музыкальных магазинчиков Гамбурга, где подружился с его владельцем, хорошо прошаренным в гитарах и оборудовании, что для германии начала '70-х было очень круто, ведь интернетов в то время не было, и информацию приходилось собирать по крохам. Джордж, так звали того мужика, сам мотал звукосниматели, которые по словам Дитера звучали как винтажные PAF, и даже ещё круче. И это до того, как в Германии появились первые DiMarzio. В этом магазине регулярно появлялись старые Фендера шестидесятых, и Дитер научился у Джорджа многим секретам. Например, как получить промежуточные положения коммутации звукоснимателей страта, вынув из трёхпозиционного переключателя пружинку, ведь пятипозиционники появились гораздо позже. Если я не ошибаюсь, году в '77-м (лень лопатить литературу).
Тогда же, в начале семидесятых, Дитер начал барыжить, гоняя на своём горбу из Англии б/у-шные усилки, в основном Marshall, Vox, Sound City, Hiwatt. На этом поприще он оброс массой полезных связей в музыкальном мире Германии тех лет. И не только Германии. В Лондоне он познакомился с Роджером Гиффином, лютье, услугами которого пользовались такие музыканты, как Эрик Клэптон, Пит Таунсенд, Марк Нопфлер, Энди Саммерс и Дэвид Гилмор. Гиффин, конечно же заслуживает отдельной публикации. В конце '70-х Роджер переехал в Штаты, где работал в Steinberger, Gibson Custom Shop, а также других не менее интересных компаниях. Обязательно когда-нибудь найду время написать и о нём. Именно у Роджера Дитер приобрёл, как бы парадоксально это не звучало, немецкую гитару Höfner Committee, которая потом вдохновила дизайн современных Duesenberg.
Крупным успехом стало появление тремоло с топлоком и микроподстройкой - Tru Tune, на которое обратил внимание Эдди Ван Хален, изначально разрабатывавшееся для Маттиаса Ябса, гитариста Scorpions. Попутно с этим, Rockinger, кстати, первыми сделали и держатель для шестигранников, крепящийся к обратной стороне головы грифа, который сегодня копируют все кому не лень.
Весной 1981 года Rockinger впервые приняли участие в музыкальной выставке, на франкфуртской Musikmesse. Их соседями были американцы из Kramer, и Деннис Берарди по достоинству оценил новое тремоло. Деннис настолько воодушевился идеей Rockinger TTT, что тут же заключил контракт с Rockinger и пообещал привлечь для рекламы их главного эндорсера, Эдди Ван Халена. Rockinger даже согласились на то, чтобы машинка называлась Eddie Van Halen Tremolo. Однако что-то не срослось, Kramer и Эдди отдали предпочтение Floyd Rose.
Помимо Tru Tune, Rockinger сконструировали тремоло для замены стопбара тюноматика Les Trem, а затем модернизировали его, выпустив Les Trem II, а также тремоло Tellybrator для Телекастера. Кроме этого производились тремоло для басов, и прочие струнодержатели собственной конструкции. Кроме того производился стабилизатор тремоло Black Box, положивший начало всевозможным тремсеттерам.
К 1983 году наладилось собственное независимое производство корпусов, грифов и комплектов для самостоятельной сборки гитар и басов как традиционного, дизайна вроде стратов-телеков, так и собственных бодишейпов Rockinger, в том числе интересных моделей GTZ и Grumm. Производились и забавные инструменты в форме жопы с сиськами, или стульчака для унитаза. Продукция Rockinger распространялась главным образом по почте, через каталоги. Кроме этого Rockinger продавали и другие комплектующие, как местные, вроде Schaller, так и зарубежных брэндов.
К 1986 году производство уже было поставлено на поток, на производстве работало 16 человек, а объём достигал 600 комплектов в год, и Дитер захотел создать отдельный гитарный брэнд. Rockinger хоть и продавали готовые инструменты, эта марка прежде всего ассоциировалась с запчастями, наборами для самостоятельной сборки, и индивидуальными кастомовым заказами. Как-то это не очень подходило для новой эксклюзивной линии гитар. Требовалось новое название брэнда! Для нового направления инструментов, нацеленных на потребности модных в то время металистов, то есть суперстраты, и гитары причудливых острых форм. К тому же новая линия должна была позиционироваться как элитные инструменты, цена которых переваливает за 2000 западногерманских дойчмарок, что соответствовало тогда тысяче американских баксов. Впрочем, это не помешало Rockinger развиваться как гитарному брэнду со своим модельным рядом. Взять например набирающих в то время мегапопулярность Helloween, оба гитариста, Michael Weikath и Kai Hansen, уже играли тогда на кастомовых гитарах Rockinger. У Кая был розовый RR, а у Михаэля чёрно-белый эксплорер с кленовой накладкой грифа.
В гитарах Duesenberg тех лет было воплощено много интересных и новаторских технических решений, поэтому они заслуживают особого внимания.
Конструкция инструментов была болчёная, кленовый гриф крепился к корпусу из красного дерева или падука, склеенному из двух симметричных кусков, четырьмя саморезами, один из углов пятки скошен для облегчения доступа к высоким нотам. Профиль грифа – тонкий, чуть толще, чем Ibanez Wizard, и с более округлой тыльной частью, покрытой матовым лаком. Ширина как на страте. Гриф был оборудован анкером двухстороннего действия, что по тем временам очень прогрессивно. Регулировался он червячным приводом, регулировка осуществлялась через боковое отверстие в районе пятки. Накладка грифа – чёрное дерево, ладов – 22, довольно широкие, но практически плоские, отнюдь не джамбо. Мензура – 650мм, маркеры – точки.
Голова грифа - гарпунообразная, длинная и узкая, с зацепом, позволяющим повесить гитару на настенный держатель. Что интересно, в этом зацепе был выфрезерован паз, в который можно вставить сигарету, ведь Дитер с детства заядлый курильщик. Интересно то, что инструменты были бесколковыми, а то, что на первый взгляд можно принять за колки Steiberger Gearless, на самом деле зажимы для струн, с прорезью под монету. В то время в ходу были наличные деньги, и наверняка у любого гитариста в кармане всегда нашлось бы пара монет.
В связи с этим, отдельного внимания заслуживает тремоло-система собственной конструкции. Тремоло состояло из литых двух частей, неподвижной, намертво прикрученной к корпусу и подвижной, оборудованной альтернативой колковому механизму. Конструкция "колкового механизма" напоминала ту, что встречается на безголовых гитарах Steinberger, только вместо крышки был установлен демпфер, не позволяющий механизму настройки греметь. Сёдла регулировались трёхмерно, как по высоте и мензуре, так и в поперечном направлении (все 6 вместе), и были оборудованы роликами, для сохранения строя в процессе работы тремоло. Крепление рычага позволяло оставить его в нужном положении, предотвращая свободное болтание по кругу. Верхний порожек роликовый, его конструкция такова, что не позволяет струнам выйти из направляющих даже при глубоких дайв-бомбах.
Крепление рычага позволяло оставить его в нужном положении, предотвращая свободное болтание по кругу. Верхний порожек роликовый, его конструкция такова, что не позволяет струнам выйти из направляющих даже при глубоких дайв-бомбах
Узкий киль соединялся с гребёнкой всего одной пружиной с одной стороны, а с другой стороны был установлен тремсеттер Rockinger Black Box, соединенный с килем с помощью стального тросика. Самая интересная фишка заключалась в том, что у тремсеттера было крепление ещё для одного рычага, напоминающего ручку автомобильной коробки передач. Это было сделано для того, чтобы работать тремоло с помощью бедра или колена, пока обе руки заняты, к примеру, тэппингом. Главное быть аккуратным, чтобы не попасть этой хреновиной себе по яйцам.
Обе модели были оборудованы двумя хамбакерами OBL (450L+900L), полноформатным у бриджа и в размере сингла у грифа, либо своими собственными Duesenberg, внешне похожими на EMG полноформатным и стэковым хамбакерами, У Starplayer они располагались привычным образом, но были смещены ближе к середине, а у Schmitt наискось. Модели с OBL были оборудованы регулируемым пассивным фильтром OBL EQ-4000, проваливающим середину, и делая звук хамбакеров похожим на сингловый, не прибегая к отсечке. На гитарах с датчиками Duesenberg же стоял активный мидбуст. Переключатель звукоснимателей располагался по-ванхаленовски, на нижнем роге, ручки у Schmitt располагались с ним в линию, а у Starplayer потенциометр громкости стоял ближе к тремоло, а тембр и регулятор фильтра/мидбуста, активируемый пуш-пулом, подальше от него. В выключенном состоянии регулятор работал как вторая ручка тембра. Сами ручки низенькие, случайно не заденешь, а в то же время всё под боком.
Стоит сказать ещё пару слов касательно эргономики суперстрата. Вырез под пузо был очень глубоким, как будто специально для любителей пива, очень популярного в Германии напитка. А вот вырез под локоть был смещён в сторону жопных страплоков даже сильнее, чем у Ibanez ProLine. Кстати, страплоков на корпусе было три, как это любят делать Tom Anderson и иже с ними, один на верхнем роге и две снизу.
Все задние полости: пружинного отсека, темброблока и доступа к джеку, закрывала единая огромная пластиковая панель на саморезах, в которой была прорезь к отдельной крышке, закрывающий отсек для батарейки. У Schmit гнездо джека типа стратовской лодочки располагалось под хвостом. Интересна была и покраска многих Starplayer, получившаясь случайно при полировки, и ставшая трендом. Инструменты красились в три слоя разными цветами, а затем шлифовались так, что слои стирались в разных местах корпуса, таким образом расцветка каждой гитары становилась уникальной.
Параллельно с Duesenberg производились комплекты и готовые гитары Rockinger, а также всевозможные комплектующие, в том числе и новаторские, вроде приспособления, позволяющего безопасно перебросить гитару вокруг себя, не рискуя запутаться в шнуре. Также компания расширяла дистрибуцию, продавая продукцию Hughes & Kettner, Formentera, Warwick, OBL, Seymour Duncan, EMG, Shadow, Hipshot, Floyd Rose, Bartolini, Schaller, Gotoh, ABM, струны Pyra-Sound, губные гармошки Tombo, микшеры-усилители и колонки Bell, тюнеры Arion, примочки Dunlop CryBaby, различные лампы, литературу, видеошколы и многое другое. В общем фирма росла и крепла, пока к 1990 году всё руководство не пересралось между собой, обвиняя друг-друга в финансовых злоупотреблениях, а они были немалые, и в результате в компания обанкротилась. Всё пришлось распродать, чтобы покрыть долги.
Дитер начал с нуля новое дело, основав компанию Göldo Guitar Parts, занимающуюся дистрибуцией гитарных запчастей, а в 1995 году возродил Duesenberg, уже как гитары ретро-стайл, а затем и Rockinger, но это уже совершенно другая история.
Если вам понравился материал и вы хотите читать и новые публикации, вы можете поддержать развитие сайта, воспользовавшись формой, расположенной в самом низу страницы (справа).