GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Don Morris

 

 

Интервью с инженером MXR

 

 

 

 

 

 

ElectroSmash

Ноябрь 2015

перевод с английского

Дон Моррис - инженер-электронщик, который присоединился к команде инженеров MXR весной 1979 года. Это короткое интервью о том, как он работал над доработкой Phase 90, о внутреннем устройстве компании в то время и о его собственной истории.

 

MXR Innovations - компания по производству гитарных эффектов, основанная в 1972 году в Рочестере, штат Нью-Йорк, Китом Барром и Терри Шервудом. Кит и Терри познакомились еще школьниками и вместе основали компанию Audio Services, занимавшуюся ремонтом аудиотехники. Этот опыт привел их к созданию компании MXR и началу производства первой оригинальной педали эффектов в 1974 году - фэйзера M-101 Phase 90. [От переводчика: позже их пути разошлись, основал Alesis, Терри- A.R.T., а брэнднейм MXR был приобретён компанией Jim Dunlop]

 

Оригинальные педали Phase 90 имеет два различных периода производства:

Первый "Script" был фактически создан в подвальной мастерской основателей MXR, а логотипы были нанесены шелкографией вручную. Эти самые первые педали можно узнать по чуть более крупному шрифту "MXR" на корпусе.

 

Период "Bold" начался примерно в 1977 году и продолжался до 1981 года. Вначале они не оснащались светодиодами и разъёмами для адаптера питания, но со временем они появились.

Дон Моррис присоединился к команде инженеров MXR в апреле 1979 года, в начале эры Block Logo. Его первой задачей было обновление модели Phase 90. Перед ним были поставлены следующие задачи:

 

Увеличить время автономной работы. Адаптеры питания еще не считались достаточно важными, так как Phase 90 находился на вершине популярности, и поэтому любые изменения в нём избегались. Тем не менее, покупатели постоянно жаловались на малое время автономной работы.

 

Снизить уровень шума устройства.

 

Снизить частоту отказов устройств на линии. В то время у них было более 30% отказов, что требовало доработки, которая стоила дорого. И даже после доработки многие из них не могли быть исправлены.

 

Самое главное: НЕ МЕНЯЙТЕ ЗВУК!!!

 

В течение следующего полугода Дон изучил десятки вышедших из строя устройств и искал сдвоенные ОУ с низким энергопотреблением, а также альтернативных поставщиков полевых транзисторов.

 

После нескольких версий макетной платы, он разработал новую печатную плату и представил результат на утверждение, которое было получено. Вот что он сделал:

 

Выбрал TL062, маломощную версию линейки TL0xx. Она удовлетворяла требованиям по снижению энергопотребления и не меняла звучание каким-либо существенным образом. А благодаря сдвоенному ОУ он экономил драгоценную площадь на плате!

 

Добавил простой однополюсный каскад предварительного усиления/де-эмфазиса для уменьшения шипения устройства. Эта идея не встречается в современных серийных моделях.

 

Нашёл поставщика полевых транзисторов, который предварительно отбирал и подбирал транзисторы по более жёстким допускам. Это позволило снизить процент неисправностей до 3%.

 

Теперь, когда устройства работают от адаптеров питания, можно использовать любой приличный двойной 8-контактный оп-амп, а светодиод включения/выключения - убийца батареек в прошлом - теперь просто необходим. Но таково было мышление и опыт того времени.

 

К октябрю '79-го года MXR утвердили окончательную документацию по четвёртой и самой значительной модификации Phase 90.

 

Ниже вы можете прочитать короткую беседу, которую мы провели с Доном Моррисом, он откровенно поделился с нами некоторыми своими впечатлениями и внутренним миром MXR того времени:

Дон, что вы думаете о MXR семидесятых, какова была атмосфера в то время, когда компания процветала?

 

Это было интересное место для работы в качестве инженера. Не "расслабленное", но и без особого давления. Они были царями горы, и им было хорошо от этого; вполне заслуженно. Команда инженеров была очень открытой и отзывчивой - я многому у них научился. Мы много шутили. Большинство из нас играло на гитаре, поэтому у нас часто были классные игрушки, которые кто-то приносил для показа и рассказа.

 

Производственная линия была более напряжённой - постоянно чувствовалось давление, связанное с выполнением заказов. Я был удивлён, узнав, что курение травы на линии было разрешено вплоть до моего прихода. Думаю, это помогало работникам (и их начальникам) справляться со стрессом. Но одна из первых служебных записок, которую я помню, объявила о прекращении политики, разрешающей курение травы на линии. Я подумал, что, как обычно, не вовремя!

 

Расскажите нам немного о том, как вы начали делать примочки. Откуда взялся этот интерес? Вы играете/играли на гитаре?

 

Да, я играю. Я начал, когда мне было 9 лет. Я всегда хотел получить новые звуки от своего оборудования, и я бесстрашно начал экспериментировать ещё до окончания средней школы. У меня был Dual Showman, от которого я не мог добиться овердрайва, не играя на оглушительной громкости, поэтому я поставил диод между усилителем и динамиком кабины. Это звучало совершенно ужасно, а усилитель и диод сильно нагревались. На этом первый урок закончился.

 

В колледже я собрал свою первую примочку, адаптировав схему компрессора с медленной атакой, чтобы имитировать звук воспроизведения магнитофонной записи в обратном направлении. Это сработало, вроде как, если я радикально адаптировал к этому свою технику.

 

После колледжа я работал с лютье из Нью-Джерси Сэмом Кунцем, который также был заинтересован в создании новых звуков. Я собрал схему октавера, которую он подключил к "разделённому" звукоснимателю, с 5-й и 6-й струнами (A и низкой E) на отдельной катушке, идущей на октавер. Это было очень круто.

Какая ваша любимая гитарная педаль из линейки продукции MXR?

 

Сложно ответить, поскольку они выпустили довольно много хороших педалей. Я неравнодушен к Phase 90, но аналоговый дилей с питанием от переменного тока - ещё один фаворит.

 

Ваши читатели, вероятно, знают о педалях MXR серии Commande, которые были выпущены в пластиковом корпусе в ответ на просьбы обновить модельный ряд. Они так и не стали популярными, что очень жаль. На самом деле, это дало инженерам шанс на "доработку", и большинство из них весьма хороши. К тому же, в наши дни они продаются за сущие копейки.

 

Какая ваша любимая гитарная педаль другого производителя?

 

Ещё один сложный вопрос, но я должен выбрать Boss CE-1 Chorus Ensemble. Мне нравится широкий диапазон возможностей управления, а его революционный звук задал планку для множества последующих педалей хоруса.

 

Что касается дисторшна, то я любил свою педаль ещё в школе. Я купил Fuzz King, потому что Maestro Fuzz-Tone было невозможно достать после выхода песни Роллингов "Satisfaction". Это был ужасный фузз, пока я не заменил батарейку AA на 9-вольтовую. Потом мой приятель принес свой новенький Vox Tone Bender. Он тоже был классным, но не выдающимся для наших наивных ушей. Но когда я поставил Fuzz King перед Vox - тадам!!! Fuzzilla родилась! Это был мой первый опыт фузза с "бесконечным" сустейном, и это было очень здорово.

 

Но на ум приходит один классный старый овердрайв: Washburn AD-3 Stack-In-A-Box. Он появился в мастерской Hoshino (Ibanez), где я работал после закрытия MXR. Простая коробка с тремя ручками, но в то время (середина '80-х) она звучала потрясающе.

Чем вы занимались/занимаетесь, когда не создаёте педали/усилители?

 

Я работал полный рабочий день вплоть до выхода на пенсию в 2009 году. После 4 лет в MXR и еще 4 в Hoshino, я провёл 23 года в корпорации Yamaha, занимаясь маркетингом и поддержкой клиентов. Я начал производить усилители Electroplex ещё во время работы в Yamaha, но это уже другая история.

 

Вырастив двоих детей, мы с женой стали счастливыми бабушкой и дедушкой с двумя внуками, которые часто говорят: "Дедушка играет на гитаре слишком громко!". Я стараюсь быть сдержаннее, когда они рядом!

 

Меня очень радует всплеск невероятного количества новых педалей в последние годы; как от бутиковых производителей, так и от "больших парней"! Это говорит мне о том, что есть еще целая вселенная новых звуков, которые ждут своего открытия! Так что давайте подождём их!!!

 

Большое спасибо, Дон, что поделились с нами этой частью истории гитарных педалей. Мы очень ценим работу, проделанную такими инженерами, как вы, для встряски музыки.