Ковбоец из ада
Х.П. Ньюквист
Guitar For the Practicing Musician
Cентябрь 1995
перевод с английского
Pantera в переводе с испанского означает "пантера". В недавнем прошлом это название носил довольно крутой спорткар. [итальянский De Tomaso 1971-1992г. - прим. переводчика] Но, похоже, это слово нашло свое самое сильное определение в одноимённой группе из Далласа; группе, которая дала нам победителя этого года в номинации Best Breakthrough Guitarist журнала GFTPM, Даймонда Даррелла. Даррелл из Pantera стал первым из огромного числа метал- и гранж-гитаристов, претендовавших на награду в этом году, включая таких известных сиэтлских гитаристов, как Ким Тайл из Soundgarden, Стоун Госсард и Майк МакКриди из Pearl Jam/Temple of the Dog и даже Курт Кобейн из Nirvana. То, что группа из Техаса производит такой леденящий душу трэш-метал, само по себе является удивительным достижением, особенно учитывая традиционную блюзовую природу этого региона. То, что лауреат премии Breakthrough Guitarist так хорошо противостоит самым популярным гитарным группам этого года, является ещё более удивительным свидетельством блестящего мастерства этого ковбоя из ада. Мы встретились с Даймондом Дарреллом однажды вечером в Германии, где Pantera выступали на европейском континенте в на разогреве у Megadeth. [в 1992 году – прим. переводчика].
Начнём с влияния. Победители прошлых лет обычно называли Паганини и Баха в качестве источников влияния. Совсем недавно стали появляться такие джазовые имена, как Джон Колтрейн и Чарли Паркер. Будучи самым новым из прорывных гитаристов, кого ты слушал?
Честно говоря, я не из тех, кто пытается заявить о куче влияний. Я не джазовый или классический. Если говорить о классике, то Рэнди Роадс был не слишком далёк от этого жанра. Он оказал на меня огромное влияние, как и Эдди Ван Хален - и до сих пор оказывает. На меня уже почти никто не влияет, потому что я слушаю в основном свои старые записи. Но из старых вещей на меня повлияли Майкл Шенкер и даже Ангус Янг. Но я бы сказал, что Эйс Фрейли, наверное, оказал на меня наибольшее влияние. Просто весь его образ, и особенно его вибрато [имитирует звук вибрато "вау-вау-вау"]. Кстати, именно из-за него я начал играть на гитаре. Я одевался как он, купил фейковый Les Paul, прогуливал школу, чтобы играть перед зеркалом, а потом пошло-поехало.
Ты из Далласа, но, кажется, именно Остин всегда был в центре внимания гитаристов-виртуозов, таких как Джонни Винтер и Стиви Рэй Воэн. Как ты думаешь, чем отличается сцена Далласа?
В Далласе есть куча великих гитаристов, о которых я даже не уверен, что кто-то вообще слышал или знает. Если ты хотел стать великим или крутым в Техасе, ты ехал в Остин. Но с моей точки зрения, так никогда не было. Мы из Далласа, и мы просто делали и делаем то, что делали, и не из-за какого-то влияния или стиля, а потому что мы оттуда. Я не могу этого изменить.
Кроме того, есть такие ребята, как Багз Хендерсон, которые все еще вкладывают в это свои силы, которые вкладывают в это свое сердце, и он честный блюзовый музыкант. Думаю, можно сказать, что он оказал на меня влияние - ведь он записывался в студии моего отца. Я приходил к нему, и он позволял мне просто сидеть и смотреть на него. Другой парень, Джимми Уоллис, тусовался в музыкальном магазине примерно в 45 минутах езды от моего дома. Всякий раз, когда мне удавалось туда съездить, Джимми разрешал мне присоединиться к нему в музыкальном магазине в комнате с усилителями, когда мне было лет 15. Он показывал мне примочки, и мы шумели вместе.
Как многому ты научился - теоретически или в процессе обучения - чтобы начать выступать?
Я никогда не брал ни у кого непосредственных уроков. Я просто обращал внимание на то, что делают эти люди, и смотрел, как они это делают. Затем я пытался сделать что-то своё. Я из тех чуваков, которые учатся понемногу, а потом видят, как много разных способов можно использовать и смешивать, что всегда приводит тебя к чему-то новому. Я не из тех чуваков, которые занимаются теорией, не из тех, кто берёт книгу или идёт к учителю, чтобы научиться куче всего.
То есть ты никогда не изучал все эти лады и гаммы?
Я не знаю их, чувак [смеётся]. Я скажу тебе это прямо. Я знаю приблизительно две гаммы.
Хорошо. Давно пора признаться, что кто-то не знает всего о каждой гамме и ладе.
Эй, эти ребята могут знать все гаммы, но если они играют не от нутра и не всерьёз, то это мог бы сделать компьютер. Это всё, что я могу сказать. Я бы взял одну ноту вместо миллиона в любой раз. Одну ноту от сердца, от чувства и от кишки, а потом пусть эта нота поёт, как это делает Билли Гиббонс. Просто позвольте ему взять одну ноту, а потом следуйте за ней.
Мы упомянули Эйса Фрейли, Ван Халена и Рэнди Роадса. Слушаете ли вы кого-нибудь из своих современников?
О да. Я просто надеюсь, что никого не упустил [смеётся]. Когда речь заходит об игре на гитаре, я думаю, что многослойность и искренность, с которой Джерри Кантрелл играет на новой пластинке Alice in Chains, стоит гораздо больше, чем тот, кто играет пять миллионов нот. Я слушал с ним две песни с альбома Dirt в Лос-Анджелесе, и Джерри сказал, что он просто сыграл свои соло, и он просто играл, позволяя им выйти наружу, и не планировал их оставлять. Но соло были настолько хороши, что группа захотела, чтобы он их оставил. Я думаю, Джерри отыграл на этой пластинке на все сто. Вот что мне нравится, а не вся эта хрень с полным совершенством.
Больше всего мне нравится новый гитарист Блюз Сарацино. Когда я впервые услышал о Блюзе, я пошёл и купил альбом Plaid, потому что слышал от некоторых ребят дома, что его зовут Блюз, и он, типа, должен был соответствовать этому, и он действительно соответствовал. Однажды вечером после концерта я включил альбом, лёжа в своей койке, и после двух песен я вскочил с койки и сказал: "Боже мой!". Я разбудил Рекса [басиста Pantera] и сказал: "Ты должен послушать звук этого чувака и послушать его чувства".
Мы просто прошлись по списку. Блюз никогда не переигрывает, и его чувство настолько искренне. А потом я увидел, как он играет вживую, и это было не хуже, если не лучше, чем на записи. Его стиль больше похож на Ван Халена, чем на Мальмстина, только очень быстрый. Но это возвращается к той одной ноте, о которой я говорил. Тогда я пошёл и купил его первый альбом, Never Look Back, и я даже не могу сказать, какой из них лучше. Я встречался с ним, говорил с ним по телефону пару раз, он приходил на пару концертов. У нас не было возможности посидеть и пообщаться, но я сидел и слушал его игру некоторое время, и этот чувак - это всё, что олицетворяет гитара.
Кто-нибудь ещё, металист или кто-то другой?
Я услышал игру на "Jesus Built My Hotrod", и это действительно привлекло меня к Ministry, хотя до этого я не особо увлекался ими. Парень, который сейчас с ними, хорош. Майк Скачча. Он раньше играл в группе Rigor Mortis. Я не слишком люблю индастриал, но если говорить об этом, то мне очень нравятся Nine Inch Nails.
Кажется, что гитарные войны немного выровнялись, и все эти "цари горы" кажутся устаревшими среди нынешних гитаристов. Есть ли люди, которым ты чувствуешь, что должен доказывать свою состоятельность?
Нет. Никогда не хотел и не хочу. Это похоже на то, что я говорил тебе сразу. Я не пытаюсь утверждать, что я знаю каждую гамму, и что я слушаю всех этих чудаков, о которых никто никогда не слышал. Я просто делаю то, что делаю, и если кому-то это нравится, это здорово. Но я делаю это, не покладая рук.
Кажется, что в твоих соло, особенно в таких песнях, как "A New Level" или "Live in A Hole", есть определённое ванхаленовское чутьё, то, что упускается из виду во многих прямых, ритм-ориентированных партиях других гранж-гитаристов. Почему так?
Потому что я больше люблю чувствовать, я больше люблю звуки, даже странные звуки, и чувствовать гитару. Любое дерьмо, которое круто.
Вы сняли клип на песню "Walk" и сделали видеокомпиляцию для Cowboys From Hell. Заставили ли тебя какие-нибудь вещи Эйса Фрейли из твоих ранних влияний больше думать о визуальных аспектах гитаризма?
Ну, я не говорю, что я самый естественный чувак в мире, но меня действительно не волнует, как я выгляжу или что я делаю в клипах. Мы просто делаем то, что делаем. Единственное, что я могу сказать о видео, это то, что это чертовски утомительно - сидеть весь день, а потом вставать и джемовать с самим собой.
Если видео не передают звучание и ощущения Pantera как концертной группы, считаете ли вы, что точно передали Pantera на своих записях?
Нет, я не могу сказать, что нам это удалось, не до конца. Но это то, к чему мы стремимся, а не просто говорим: "Мы делаем запись, давайте сделаем её настолько навороченной, насколько навороченной она бывает". Вот почему на этой пластинке не так много ритм-гитары за соляками. Это как в ранних Van Halen, что я очень уважаю в Van Halen. Эдди не пытался впихнуть грёбаную ритм-гитару во всё подряд. Он оставил всё вживую. А живое исполнение - это наша сильная сторона. Даже когда мы пишем песни, мы все думаем: "Вы можете представить себе толпу в этой части?", а потом мы играем эту чункачункачунку. Потом мы вклиниваемся в партию и думаем: "Господи! Они сойдут с ума, когда услышат это" [смеётся]. Вот для кого мы в конечном счёте играем: для скучающего слушателя и для фаната, который хочет увидеть классное живое шоу. "Потому что большинство вещей вокруг сейчас довольно стерильны, я бы сказал".
Как прошел этот тур с Megadeth для Pantera?
Когда мы впервые приехали [в Европу] в этом году, альбом Vulgar Display of Power вышел всего неделю назад, и люди приходили в основном, чтобы посмотреть на нас. Это было во время тура со Skid Row. Потом мы взяли месяц перерыва и вернулись с Megadeth, но в этот раз всё совершенно по-другому. Сейчас все в восторге от него [альбома], и происходит невероятное надирание задниц. Это здорово.
С вашим упором на живое исполнение, изменился или эволюционировал ли твой гастрольный риг? На больших площадках ты по-прежнему используешь Dean и Randall или тебе нужно больше оборудования?
Даже если это большие площадки, мне не нужно учить новые гаммы и не нужно менять оборудование. Я люблю гитары Dean и люблю усилители Randall, и это работает, чувак. Почему я должен меняться? У меня нет кучи вещей, которые пылятся в гараже. И если кто-то хочет дать мне оборудование, это не значит, что я его возьму. Я не такой. У меня отличные отношения с Randall Amplifiers. Я получаю от них только то, что мне нужно, и я считаю это справедливым.
Я имею в виду, если вы собираетесь взять кучу дерьма у кучи людей, а потом поставить его в своем гараже, это не круто, по моему мнению. Эта компания Heartland недавно приобрела Dean Guitars, и они собираются делать мои Dean. Они собираются сделать модель Diamond Darrell, чтобы продавать её в магазинах. Это вроде как сбывшаяся мечта. Потому что я всегда ищу Dean в ломбардах или ещё где-нибудь, а потом всегда привожу их в порядок так, как мне нравится.
Ты выиграл много гитар на конкурсах, когда начинали. Может быть, именно метод проб и ошибок с разными типами гитар заставил тебя обратить внимание на гитары Dean?
Нет. Dean были для меня имиджевой вещью, когда я был моложе. Просто то, как они выглядели. Я получил каталог и подумал, что это самая крутая гитара в мире, когда посмотрел на нее. Вроде как наполовину V, наполовину Explorer, с большой балдой. Так что я заказал ее, заставил отца внести деньги, а сам наскрёб, сколько смог. Когда её привезли, экшн был потрясающим, а гриф просо волшебным. Забавно, но когда я её купил, она стоила 1000 или 1200 долларов, что было чертовски много денег в то время в моей жизни. А через месяц я, блядь, выиграл такую. С этого началась моя коллекция.
А что насчет эффектов?
Честно говоря, я обхожусь парой рэковых вещей. Вживую я просто привлекаю своего звукоинженера. Он занимается моими дилеями - это его выбор дилеев, мне всё равно, просто поставьте грёбаное эхо, когда это необходимо. У нас действительно есть дилеи всё время. Он также делает некоторые штуки с гармонайзером, чтобы удвоить партии в некоторых песнях с "Cowboys From Hell", чтобы звучало так, будто у нас две гитары. В моём рэке есть флэнджер/даблер MXR. Это не совсем эффект, потому что он постоянно включен, и мы с моим техником плотно работаем над этим звуком.
То же самое со старым нойзгейтом Hush 2B, который у нас постоянно включен - я даже не знаю, выпускают ли их ещё. Это не столько эффекты, потому что они не используются по мелочи, а постоянно включены, но они являются частью моего основного звука. Вместе даблер и нойзгейт дают мне более плотный звук, который ближе к записи. Вживую мы можем подкрутить что-то туда или сюда, но не для того, чтобы добиться каких-то очевидных эффектов.