Первое поколение напольных процессоров Digitech открыл прибор RP-1, появившийся на рынке в 1992 году. Прибор сочетал аналоговый преамп с цифровым управлением и цифровой процессор DSP-256XL, заключённые в напольный корпус с педалями.
Среди напольных приборов того времени RP-1 был наверно самым продвинутым. Устойчивый металлический корпус с крепкими педалями, разрыв, MIDI, но по сегодняшним меркам прибор безнадёжно устарел, и не представляет никакого интереса даже для коллекционеров, разве как дешёвый MIDI-контроллер. Дисторшн у RP-1 весьма специфический, а цифровая секция в разы уступает сменившему его в ‘94м RP-10, поэтому я не буду заострять внимание на этом приборе, а сразу перейду к продуктам ’94 года.
RP-10 - достаточно серьёзный прибор даже по сегодняшним меркам.
Благодаря грамотно организованной архитектуре, как в профессиональных рэковых приборах, удалось добиться наиболее рационального использования ресурсов.
Большинство напольных гитарных процессоров представляют собой банальный набор модулей, каждый из которых отвечает за определённый тип эффектов. Модуляции, питчи, временная и пространственная обработка. Под каждый из них отведена определённая часть ресурсов центрального процессора. И даже если какой-нибудь модуль используется не в полной мере, или вообще не используется, отведённые для него ресурсы простаивают без какого-либо толку. В RP-10 применён принцип алгоритмов, когда базовые эффекты пользуются приоритетным набором возможностей, а вспомогательные только минимальным набором функций.
В сравнении с копейкой, у десятки была не только улучшена аналоговая часть, подрихтовали дисторшн и эквалайзер, но и кардинально изменилась цифровая. В качестве процессора уже использовался TSR-24, прибор, на котором Digitech завоевали свою нишу на рынке. Кроме того, десятка была оборудована педалью экспрессии.
RP-10 предлагал 34 алгоритма цифровой обработки, точнее сказать 33, так как 34й = байпас цифровой секции. Многим гитаристам это могло показаться сложным, нужно изучить блок-схему алгоритма, чтобы понять как что работает, но с другой стороны, это хорошо развивает навыки звукоинженера и саунд-продюссера. Для сравнения, RP-1 предлагал всего лишь 10 простейших алгоритмов + байпас. С сожалением можно отметить отсутствие разрыва у десятки, у RP-1 он был.
Другой прибор, RP-5, хоть и позиционировался как компактная версия RP-10, на самом деле был упрощённой версией RP-1, с вдвое меньшим количеством педалей и расчерченной таблицей под дисплеем, графически представляющей включенные или редактируемые эффекты и параметры, работа которых отмечалась светодиодами. У прибора не было ни разрыва, ни MIDI, ни алгоритмов, просто набор из последовательных эффектов, четырёх аналоговых и четырёх цифровых.
В ‘96м модельный ряд обновился аж тремя приборами, полноразмерным RP-12, половинчатым RP-6 и его упрощённой версией RP-3.
Мозгом RP-12 стал новый микрочип SDISC II. Цифровая обработка предлагала уже 36 алгоритмов + байпас. Усовершенствовалась питчевая секция, превратившись в полноценный гармонайзер.
Шестёрка – обновлённая и модифицированная версия пятёрки, оборудованная педалью экспрессии.
Тройка представляла собой слегка урезанную версию шестёрки, заточенную под нужды диванного гитариста. Но зато у неё был вход для подключения внешнего плеера и функция записи музыкальных фрагментов для последующего воспроизведения в замедленном темпе без потери высоты тона.
Годом позже был представлен ещё один полноразмерный процессор, первый напольный гитарный процессор, имеющий на борту лампу. Новый прибор RP20 имел уже совершенно другую архитектуру.
Аналоговая часть представляла собой компрессор, вау, нойсгейт и 2 дисторшна, ламповый и транзисторный, которые могли работать параллельно, а сигналы их смешиваться.
Цифровая обработка использовала концепцию прибора Studio Quad, разве что каждый отдельный модуль обработки не имел собственных внешних входов/выходов, обработка микшировалась внутри самого процессора.
Оптимизация использования ресурсов достигалась следующим образом:
Вы могли выбрать один эффект, и использовать его на полную мощность, например 8-голосый гармонайзер. Можно добавить второй эффект, но тогда возможности первого будут скромнее. Вариантов множество: 1 полный, ¾ + ¼, ½ + ½, ½ + ¼ + ¼, ¼ + ¼ + ¼ + ¼.
Эффекты можно соединять в любом порядке, как последовательно, так и параллельно, что расширяет число комбинаций.
RP-20 также выделялся более информативным графическим ЖК дисплеем, и подсвеченными кнопками, меняющими цвет в зависимости от функционального использования.
Последнее обновление этой серии произошло в '98- ‘99м. И если RP-21, является модернезированной версией RP-20 с цифровым выходом S/PDIF, то RP-14D вызывает самые противоречивые отзывы. С одной стороны прибор имел лампу в секции предусиления, а с другой упрощённую архитектуру, присущую половинчатым приборам этой серии. RP-14D, так же как и компактный RP-7 представляли собой последовательный набор модулей, и больше Digitech никогда не возвращались к использованию сложной схемы продвинутых алгоритмов в напольных приборах. Да и у других производителей эта схема разве что частично реализована в Rocktron.
Мало того, RP-14D стал первым и единственным большим прибором этой серии не имеющим MIDI, и даже наличие цифрового выхода S/PDIF не позволяет отнести этот прибор к профессиональным, скорее это усовершенствованная и раздутая до больших размеров шестёрка, в которую ради маркетингового хода вставили лампу. Или даже трёшка, от которой прибор унаследовал фразовый сэмплер для транскрайберов. Типичный диванный прибор. Хотя скорее это переходная модель между RP и GNX, дисторшн у прибора цифровой, аналоговыми остались только компрессор и вау.
Семерка же сохранила аналоговую секцию преампа, в схему которого добавили ламповый каскад.
С приходом миллениума первое поколение RP сменило новое, поколение, использующее принцип цифрового моделирования и внешне похожее скорее на игрушки в пластиковых корпусах, но исторической ценности приборы первой декады нулевых уже не представляют.
Напольные гитарные процессоры Digitech RP первого поколения.