Интервью 2017 года
В этом бесценном интервью 2017 король сёрф-гитары рассказывает о том, как он помогал развивать звучание электрогитарной музыки вместе с легендарным Лео Фендером.
Эллиот Стивен Коэн
Guitar Player Online, октябрь 2021
перевод с английского
Я выхожу на сцену не для того, чтобы позировать и играть пиротехнические пассажи. А для того, чтобы серьёзно надрать всем задницы. Я рву себе кишки, когда играю. Мои пальцы болят, когда я дёргаю струны, но я делаю это, потому что именно так рождается звук. Без боли нет победы".
Так говорил Дик Дейл (1937-2019), наиболее известный как король сёрф-гитары и, по совместительству, отец хэви-метал.
Когда Дейл был ещё подростком, его семья переехала в Эль-Сегундо, штат Калифорния, и в возрасте 17 лет он занялся сёрфом. К тому времени он уже выбрал электрогитару в качестве инструмента, с которым он будет строить свою карьеру.
Левша, он играл на праворуком золотом Stratocaster (прозванном Beast), на котором играл в перевёрнутом виде, с басовыми струнами внизу. Такой необычный подход приводил к тому, что иногда он играл так, что его пальцы находились поверх грифа, а не на грифе.
В 1958 году, при сопровождении своей группы Del-Tones, Дейл начал выпускать вокально-инструментальные альбомы на своем собственном лейбле Deltone. Стилистически похожие на популярную в то время подростковую музыку, эти записи не достигли большого успеха. Только выпустив свой дебютный гитарно-инструментальный сингл Let's Go Trippin', Дейл пробился в чарты.
Эта песня считается первым инструментальным произведением в стиле сёрф-рок, и именно ей приписывают начало музыкального увлечения сёрф-роком в начале шестидесятых.
Но именно сингл Дейла 1962 года Misirlou принёс ему и его гитарному звучанию известность. Его неортодоксальный стиль исполнения "без компромисов" включал в себя зажигательное тремоло переменным штрихом, часто на басовых струнах. Усиленная и обработанная ревербератором, эта техника стала не только его фирменным звуком, но и определяющим звучанием сёрф-рока.
Неожиданный успех его дебютного альбома 1962 года, Surfer's Choice, привёл к заключению контракта с Capitol Records в 1963-м. Влияние Дейла на рок-н-ролл вышло в том году на первый план, несомненно, вдохновив такую классику, как Wipe Out группы Surfaris, Pipeline группы Chantays и сёрфовые инструменталы Ventures.
Группа Beach Boys, которая выступала на разогреве у Дейла, когда он был ещё неизвестен, включила песни Misirlou и Let's Go Trippin' в свой альбом Surfin' U.S.A. в 1963 году, причём 16-летний Карл Уилсон повторил взрывные гитарные партии Дейла.
Хотя Дик Дейл так и не стал знаменитостью в широких кругах, он оказал признанное влияние на таких музыкантов, как Эдди Ван Хален, Джонни Рамон и Джек Уайт, а в гитарных кругах его почитают за новаторскую работу с Лео Фендером над гитарой Stratocaster и усилителем Dual Showman.
В 2017 году у Guitar Player была возможность побеседовать с Дейлом. В этом интервью он сам скажет последнее слово о своём замечательном путешествии.
Как вы впервые познакомились с Лео Фендером?
Это было в Калифорнии в 1955 году. Мне было всего 18 лет, Лео привязался ко мне и стал как второй отец. Он был очень тихим человеком. Он действительно был гением, Эйнштейном, но он был очень неприхотлив, а также не любил всякие диковинки. Он ненавидел стерео.
В то время модели Stratocaster было всего около года. Я сказал ему: "Я сёрфер. У меня нет денег, но я могу помочь вам с гитарой", и он ответил: "Хорошо, возьми эту гитару, замучай её до смерти, а потом скажи мне, что ты о ней думаешь". Так я стал испытателем не только для Страта, но и для других инструментов, над которыми он работал.
Какой была местная музыкальная сцена, когда вы начали выступать?
В Ориндж-каунти было место под названием Rendezvous Ballroom. В первый вечер, когда я там выступал, там было всего 17 моих друзей-сёрферов в зале, вмещавшем 4 000 человек. Через некоторое время, благодаря сарафанному радио, я начал забивать зал под завязку. Люди выстраивались в очередь на улице, чтобы попасть внутрь. Лео спрашивал меня: "Почему ты играешь так громко?", а я отвечал: "Ну, когда приходят первые 500 человек, их тела начинают впитывать звук".
Кроме того, не забывайте, что в те времена не было настоящих сценических мониторов, а только маленькие комбики без микрофонов перед ними. Поэтому, когда Лео в первый раз пришел посмотреть, как я играю, после того, как я стоял перед 4 000 человек, он, наконец, сказал: "Дик, теперь я понимаю, что ты пытался мне сказать. Возвращаемся к чертёжной доске!"
Именно тогда вы с Лео начали работать над чем-то, что радикально изменило представление о рок-гитаристах.
Да. Вместе мы сконструировали самые первые выходные трансформаторы, мощность которых достигала 100 ватт, а пик - 180 ватт. Это было всё равно, что пересесть с Volkswagen на Testarossa. [В конечном итоге это привело к созданию Fender Dual Showman].
До этого момента трансформаторы в те времена поддерживали только высокие, средние или низкие частоты. Это был первый случай, когда мы сделали такой трансформатор, который мог воспроизводить все три составляющие.
Мастер игры на стил-гитаре Фредди Таварес также оказал большую помощь в том, что создавали вы с Лео. Он приложил руку к созданию Stratocaster и усилителей Bassman.
Фредди был популярным исполнителем на гавайской стил-гитаре, записавшим несколько самых известных гавайских песен. Лео нанял его, чтобы он устранил все ошибки Telecaster, в то время как я помогал совершенствовать Страт, я установил пятипозиционный переключатель Дика Дейла. [Дейл, наряду с Бадди Гаем и Отисом Рашем, был ранним сторонником использования промежуточных положений трёхпозиционного селектора звукоснимателей Stratocaster. На самом деле компания установила пятипозиционный переключатель на эту модель только в 1977 году].
И вы с Лео также увеличили толщину Страта.
Да, потому что мы поняли, что чем больше дерева, тем жирнее звук. Если бы вы могли разместить струны и звукосниматель на телеграфном столбе, то получили бы самый лучший звук в мире. Кроме того, большинство гитаристов в то время играли на тонких струнах, чтобы их было легче бендить, как это делал Джеймс Бёртон.
Но вы никогда не входили в их число.
Нет, и я использовал струны калибра .016, .018, .020, .039, .049 и .060. Чем толще струны, тем жирнее звук. Так что это была кульминация: трансформатор, динамик, новые кабинеты метровой высоты [с динамиками], которые мы создали, плюс толщина гитары и струн - всё это дало мне тот мощный жирный звук, который соответствовал звучанию барабанов Джина Крупы.
Затем я просто имитировал звуки львов, тигров, ягуаров, ястребов, орлов... Когда вы слышите львиный рёв, я просто имитировал это на своих струнах.
Вы, вероятно, были первым рок-гитаристом, который использовал большую громкость на сцене.
Такие люди, как Чак Берри и Бадди Холли, играли через маленькие усилители. Линк Рэй не играл громко. У него не было мощности. У Дуэйна Эдди не было мощности. Никто из этих людей не играл громко. Так кто же создал усилитель Dual Showman? Дик Дейл! Это уже история. Когда я играл на фестивалях, передо мной выступали Ventures, и они попросили меня прорекламировать их гитары Mosrite.
Как появился ваш фирменный звук реверберации?
Я пел песни Хэнка Уильямса в стиле рокабилли, и у моего голоса не было естественного вибрато. Мне нужно было что-то, что аккомпанировало бы моему голосу, как фортепиано, которое является моим любимым инструментом. Мы с Лео мастерили разные штуки, например [ленточные дилеи], но ничего не помогало.
Потом, через две недели, мне стало интересно, как это будет звучать, если я подключу свою гитару к пружинному танку, и вот так всё и началось.
У меня дома был орган Hammond, и там была кнопка, которая [была обозначена] Hammond Reverb. Я разобрал орган, отдал эту деталь Лео и сказал: "Лео, вот оно!". Мы сделали отдельный танк на трёх лампах, и когда я подключил свой динамический микрофон Shure [55SH] с птичьей клеткой, такой же, как у Фрэнка Синатры, я зазвучал как Дин Мартин.
Когда вы начали записываться с ревербератором?
Сначала сёрфовый звук Дика Дейла был тяжёлым, пулемётным, стаккато, без реверберации, пока мы не украли эту идею у Hammond. На моём первом альбоме, Surfer's Choice, который был продан в то время тиражом более 80 000 копий - сегодня это около 4 миллионов - не было абсолютно никакого ревера. Вообще. Гулкие раскаты, которые вы слышали, были результатом толстенных гитарных струн.
Лес Пол, конечно, был главным конкурентом Лео, но, как я понимаю, это было действительно дружеское соперничество.
Лес на самом деле оказал Лео большую помощь, подтолкнул его, и все дела. Мы с Лесом были большими друзьями. Мы играли на больших гитарных фестивалях. Он и Мэри Форд вместе создавали прекрасную музыку, и, как и Лео, он был творцом и новатором в музыке, но его музыка никогда не оказывала на меня влияния.
Если вам понравился перевод и вы хотите читать и новые публикации, вы можете поддержать развитие сайта, воспользовавшись формой, расположенной в самом низу страницы (справа). Ваша помощь позолит сайту удержаться на плаву в столь непростое время.