GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Dean Zelinsky

 

 

Dean's World

 

 

 

Guitar Shop, Декабрь 1995

Перевод с английского

 

 

 

 

 

Радикальный гитарный дизайнер обсуждает Даймбэга, новые Washburn, старые Dean и всё остальное. Внимание, пристегните ремни!

Если вы не скрывались в глубоком подземном бункере, в течение последнего года, вы знаете, спрос на гитары Dean возрождается. Даже винтажные модели конца семидесятых и начала восьмидесятых стремительно растут в цене благодаря Даймбэгу Дарреллу из группы Pantera, который ещё совсем недавно был постоянным приверженцем Dean (сейчас он эндорсит Washburn). Так кто же такой Дин? Знакомьтесь: Дин Зелински, возможно, самый молодой человек, когда-либо основавших успешную гитарную компанию. Dean производил высококачественные цельнокорпусные гитары и бас-гитары в течение почти 14 лет, прежде чем полностью уйти из гитарного бизнеса. Тем не менее, на гитарах Dean играли - и до сих пор играют - многие из королей рок-музыки. Теперь, в редком интервью, г-н Зелински выходит из безвестности, чтобы охаять индустрию и всё, что движется. Предоставьте этому человеку ток-шоу!

 

Помните ли вы первую гитару, которая была у вас в детстве?

 

В музыкальном магазине, где я брал уроки, висел вишнёво-красный Gibson SG с тремя хамбакерами. Я хотел её до ужаса и каждый день просил отца о ней. Наступило Рождество, и я ожидал увидеть SG, но вместо неё получил Gibson ES-120, полуакустику без катавэя, цвета браун-санбёрст с одним звукоснимателем-мыльницей. Вы никогда не видели более разочарованного ребёнка, получившего гитару на Рождество. Она была ужасной - никаких переключателей и только две ручки. Какой облом.

 

Кто были ваши любимые гитаристы в то время?

 

Джонни Винтер, который использовал Gibson Firebird, был моим любимым гитаристом в то время. Для меня он был невероятным блюзовым гитаристом - я бы хотел сделать с ним что-нибудь в отношении гитар Dean. Другим моим любимцем был Ким Симмондс из Savoy Brown, великий блюзовый гитарист и мой хороший друг. Блюзовые гитаристы оказали на меня большое влияние в раннем возрасте. Позже я стал ценить таких исполнителей, как Эрик Клэптон.

 

 

А что насчёт первой гитары, которую вы соорудили?

 

Наш первый прототип Dean был Flying V с оригинальной V-образной головой и крылышками Dean. На самом деле, самая первая гитара Dean так и не была закончена, и её серийный номер был 77-0001 (она была сделана в 1977 году). Мы всегда знали, что это была первая гитара Dean, но она просто висела на фабрике. Однажды кто-то спросил, можно ли её забрать, и я согласился. Я даже не помню, кто её взял! Но я думаю, что это был друг, так что она где-то болтается. Может быть, гордый владелец прочитает это.

Сколько моделей было в линейке Dean в то время?

 

Первоначально у нас было три модели. Первой была модель V. Затем у нас была модель Z, основанная на Gibson Explorer. А ML была комбинацией V и Z. ML - это та модель, которую в последнее время больше всего прославил Даймбэг Даррелл.

 

Что обозначала аббревиатура ML?

 

Мэтт Линн, который был моим лучшим другом с детства. Он был отличным гитаристом, и мы вместе играли на гитарах - мы были как братья. Когда нам было по 16 лет, Мэтт заболел раком и умер в течение полугода, поэтому я назвал ML в его честь.

 

Вы основали компанию Dean Guitars сразу после окончания школы?

 

Да, в выпускном классе средней школы, я заканчивал занятия в полдень. Я арендовал помещение и начал заниматься ремонтом гитар на заказ. Позже я арендовал помещение площадью 350 квадратных метров и начал делать гитары Dean. В основном я делал гитары "для сцены" с большим количеством опций: хамбакеры, кленовые топы, "бритые" грифы, красивая фурнитура, современная электроника. Как хорошие винтажные Gibson, но новые.

 

Сколько V, Z, ML и Elite вы сделали?

 

Американского производства, вероятно, шесть - семь тысяч. Может быть, восемь. Прошло уже много лет, и я не оглядывался назад.

 

Кто ваши любимые гитаристы, игравшие на Dean?

 

Я бы сказал, что Билли Гиббонс из ZZ Top. Мне очень нравились Cars, а Эллиотт Истон играл на нескольких Dean. С артистами всегда приходилось иметь дело непосредственно мне - в моей компании больше никто этим не занимался. На ранних стадиях я проводил большую часть времени за кулисами и продавал гитары. Потом всё больше передавалось из уст в уста. Например, я сидел у бассейна в Fountainbleu Hilton в Майами и беседовал с Билли Гиббонсом и Сэмми Хагаром. И Билли говорит Сэмми: "Почему ты не играешь на гитаре Dean?". А Сэмми отвечает: "Потому что он так и не сделал мне такую". Тогда я спросил: "Что ты хочешь?". И следом гитара - красный Dean - появилась на обложке альбома Сэмми Voice of America, а также в клипе I Can't Drive 55.

А как насчет фотографий в рекламе Dean и эндорсеров?

 

Хотите знать мой взгляд на рекламу и эндорсмент Dean? Девчонки продали больше гитар, чем рок-звезды.

 

Я сохранил несколько гитарных журналов начала '80-х годов, когда вы делали такие вещи, и все остальные копировали вашу рекламу с девушками, держащими гитары! Больше так не делают. Теперь это придурковатые парни с длинными волосами.

 

Я знаю, реклама сейчас очень плохая. Можете процитировать меня.

 

Ведь весь смысл игры на гитаре в том, чтобы ты мог познакомиться с этими тёлками, верно?

 

Именно. Ты играл на гитаре, чтобы трахаться. И я знал это, но, полагаю, старшие ребята из других компаний не хотели этого признавать. Мы делали очень ограниченное количество рекламных материалов, потому что обнаружили, что "горячая цыпочка" продает больше гитар, чем горячая рок-звезда. Моя основная забота о рекламе заключалась в том, чтобы артисты играли на гитарах Dean, и они появлялись в видео, журналах и на телевидении.

 

Расскажите мне о тех белых мохнатых гитарах Dean в клипе Legs группы ZZ Top - о тех, которые крутились на 360 градусов на ремне.

 

Это настоящая овчина на тех гитарах! Билли Гиббонс был на вечеринке с Def Leppard в Лондоне, и он позвонил мне в два часа ночи. Билли сказал, что отправляет мне несколько овечьих шкур, и он хочет, чтобы ими были обшиты гитары Dean! Я согласился, и через неделю шкуры появились на моей фабрике, и я сделал гитару и бас. Мы использовали триммер для конского волоса - в то время я встречался с девушкой, которая тренировала лошадей - и обрезали мех под струнами. Потом Билли и (басист ZZ Top) Дасти Хилл захотели, чтобы на них стояли крутящиеся устройства. Я и не подозревал, что комплект гитар "Шляпа" станет таким знаменитым.

Какие ещё кастомовые Dean вы сделали?

 

Ну, есть одна гитара, которую я хочу вернуть взад - единственная настоящая двухгрифовка Dean, когда-либо сделанная, типа Bel Aire. На мой взгляд, это был самый красивый даблнэк, который я когда-либо видел. Bel Aire был нашим ответом на Страт с болчёным грифом. Корпуса изготавливались, красились и компоновались в Чикаго, а грифы поставлялись из Японии. В любом случае, я сделал даблнэк для Рика Эмметта из Triumph, и через неделю после того, как я отправил ему гитару - самый сложный Dean из когда-либо сделанных - я получил от него письмо, в котором он говорил, что никогда не будет играть на нём, и эндорсить Yamaha. И я так и не получил эту двухгрифовку обратно.

 

Какая рок-звезда раздолбала вам больше всего гитар?

 

Определённо Эллиотт Истон из группы Cars. Однажды я сделал для него великолепный Dean с золотистыми деталями, золотистыми струнами, золотистыми инлеями и т.д., и на концерте в Madison Square Garden он разбил его на сцене. Потом он позвонил мне и попросил новую!

 

Возвращаясь к эндорсерам, есть определенный тип эндорсеров, которых мы называли "гитарными шлюхами". Это были парни, которые появлялись в рекламе одной гитарной компании, а в следующем месяце вы видели их в рекламе другой гитарной компании. А иногда вы давали рекламу, а через шесть страниц тот же парень появлялся с другой гитарой. В конце концов, производители гитар начали общаться друг с другом, чтобы выяснить, кто кому что сделал.

 

У вас есть некоторые параллели с другим известным гитарным мастером, Дэном Армстронгом. Его гитары сейчас очень ценятся у коллекционеров, как и ваши. И вы оба в своё время продавали гитары по каталогу Sears.

 

Верно, но гитары Dean были немного другой историей. В конце восьмидесятых ко мне обратился менеджер по закупкам из Sears, потому что они хотели обновить ассортимент и иметь уважаемую марку гитар, как если бы они перешли на джинсы марки Levi's. Всё получилось очень хорошо, но потом Sears сменила менеджера.

 

Гитара Danelectro, кажется, продавалась за 39 долларов в каталоге Sears в шестидесятые, но сейчас это коллекционная вещь, которая продается за 500 долларов!

 

Верно. Типа как дерьмо превращается в золото.

Лео Фендер производил гитары в течение 19 лет, а затем продал свою компанию в 1965 году компании CBS. Зачем кому-то продавать право на свое имя?

 

Потому что он получил много денег. Моя история немного другая. Я уверен, что причины Лео Фендера и мои причины были совершенно разными. Лео получил 12 миллионов долларов, что в то время было большими деньгами. Вы должны уважать его за то, что он сделал: создал великую компанию, а затем продал её крупному конгломерату. В 1969 году Fender Strat продавался примерно за 400 долларов, а автомобиль Cadillac - за 7 000 долларов. Когда я вышел из бизнеса, Cadillac продавался за 40 000 долларов, а страты продавались по 200 долларов. Я ушёл, потому что игра изменилась, и мне не нравилось то, во что она превратилась. Это было: "Как дешёво вы можете продать тремоло Floyd Rose с прикреплённой к нему копией страта?"

 

Когда я только пришёл в индустрию в 1976 году, я мог создать качественную гитару и заполнить пустоту на рынке. Мне нравился этот аспект. Топы из клёна, окантовка, отделка санбёрст, хамбакеры, шикарные грифы - мы делали высококачественные сценические гитары в стиле Gibson. Как те винтажные, которые все хотели, но новые. Но в конце восьмидесятых все гитары были с болчёными грифами и сделаны в Корее. Это убрало всю изюминку. Эдди Ван Хален собрал гитару типа Страт в своем гараже и покрасил ее краской Testors. Он изменил концепцию, а корейцы на этом нажились. В то время гламур создания прекрасного инструмента не ценился. Мы давали людям то, что они хотели видеть в винтажной гитаре - например, звукосниматели PAF и кленовый топ - в прекрасной, новой гитаре. В то время вы не могли получить это от Gibson! Это было похоже на то, как AMF поглотили Harley. Затем, когда семья Дэвидсон вернула себе Harley, они снова стали настоящими Харлеями. (Примечание автора: Устав от всё более конкурентного гитарного бизнеса, Дин продал Dean Guitars компании Tropical Music в 1990 году за нераскрытую цену).

 

Что вы думаете о популярности Dean сейчас, особенно с Даймбэгом Дарреллом из Pantera?

 

Ну, гитары - это как мода: кто в тренде, тот и играет. Например, Guns 'N Roses распались, когда гитары Gibson были в самом расцвете. Теперь Слэш снова играет на броских, высококлассных Gibson, и внезапно Gibson снова стали популярны, причем не по вине Gibson. Теперь Даймбэг Даррелл - не только заметный, горячий гитарист, но и коллекционер гитар. И он прославился, что сильно повлияло на стоимость гитар Dean. Подержанная стандартная гитара Dean продавалась за 400 долларов, а сейчас они продаются за 1200 долларов, то есть примерно столько же, сколько они стоили изначально. Они сохранили свою ценность.

 

Что вы думаете о именных гитарах Washburn Dimebag Darrell?

 

Компания Tropical Music заплатила за использование имени Dean, а Washburn скопировал крылья на голове грифа. Я уверен, что версия этих крыльев от Washburn не пройдет одобрение в бюро по товарным знакам. У Washburn была возможность выкупить мою компанию, но они предложили низкую цену. Дело в том, что я разговаривал с менеджером Даррелла, и Даррелл искал меня за полгода до того, как подписал контракт с Washburn. Он хотел, чтобы я делал гитары напрямую, и он просто не мог меня найти! Поэтому он выбрал Washburn.

Думаете ли вы когда-нибудь снова заняться производством гитар? Что-то вроде того, что Лео Фендер сделал с G&L Guitars?

 

В последнее время я часто об этом думаю. Как вы знаете, сейчас я занимаюсь изготовлением мебели ручной работы (Dean Barrett Custom Furniture в Хайленд-Парк, штат Иллинойс). Если я когда-нибудь почувствую, что время пришло, я мог бы переключиться и делать гитары на заказ. Я бы не занимался их массовым производством. Я бы делал высококачественные, лимитированные гитары с серийными номерами, автографами, сертификатами подлинности, то есть настоящие гитары Dean. Люди могли бы звонить напрямую, говорить о грифе, отделке, звукоснимателях и получать гитару на заказ, которая была бы сделана лично для них, как мы раньше делали для рок-звезд. Возможно, у нас будет несколько дистрибьюторов по всему миру, но при этом всё останется индивидуальным. Я определённо не хочу ввязываться в большой накладный бизнес, бороться за долю рынка, конкурировать по цене. Я бы вышел на уровень выше - гитары от 2500 долларов и дороже. Если бы значительное количество людей откликнулось, и я почувствовал, что есть рынок, я бы сделал это.

 

Последний вопрос. Недавно аукционный дом в Нью-Йорке предложил "первую гитару Fender", прототип 1949 года, созданный Лео Фендером и Джорджем Фуллертоном, за $475 000. Она не была продана, потому что самая высокая цена была всего $425 000. Они сказали, что это, возможно, самая исторически значимая гитара из когда-либо созданных, потому что она проложила путь к массовому производству цельнокорпусных электрогитар, которые являются основой популярной музыки. Есть комментарии?

 

Я бы не заплатил столько за деревянную доску со струнами. В жизни не обязательно знать, сколько это стоит - важно, сколько у тебя есть.

 

Итак, каков ваш взгляд на состояние отрасли сегодня?

 

Я думаю - отстойное! Она мертва и ждёт, пока кто-нибудь ее реанимирует. В любом случае, индустрия сейчас ищет следующую великую группу или следующего Джими Хендрикса. Так было всегда и так будет всегда.

 

 

Если вам понравился перевод и вы хотите читать и новые публикации, вы можете поддержать развитие сайта, воспользовавшись формой, расположенной в самом низу страницы (справа).