GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

David Leed

 

 

Gibson и будущее

 

 

 

 

 

Тони Бэкон

Music UK, апрель 1983

перевод с английского

 

 

 

 

Ещё в прошлогоднем декабрьском номере мы опубликовали интервью с руководителем гитарного направления компании Fender, Дэном Смитом, задав ему ряд непростых вопросов о продукции его компании. Для этого номера мы отправили Тони Бэкона с поручением повторить этот процесс с Дэвидом Лидом, вице-президентом Gibson по международным связям и директором по европейским продажам. Дэвид находился в командировке у британских дистрибьюторов Gibson, Rosetti and Co., и именно там состоялось интервью. Что происходит в Штатах с компанией Gibson? Правдивы ли слухи о сокращениях? Как обстоят дела с текущими ценами? Откровенные вопросы и откровенные ответы читайте далее...

Дэвид Лид (слева) Элби Пэйнтером, управляющим директором Rosetti. Вставка - Пэйнтер и Лид с Дагом Эллисом из Rosetti и новыми моделями Epiphone

 

 

Как изменились дела компании Gibson за последнее время?

 

Как и многим другим компаниям, нам пришлось внимательно присмотреться к себе, провести оптимизацию и сокращение. Сейчас мы сосредоточили наше производство в Нэшвилле, за исключением арктоповых инструментов, мандолин и тому подобного, которые по-прежнему производятся в Каламазу. Нэшвилл - гораздо более современная фабрика, и, очевидно, вы получаете большую экономическую эффективность от современной фабрики со станками ЧПУ и всем прочим.

 

Каково процентное соотношение работников в Нэшвилле и Каламазу?

 

Скажем 85/15, причём в Нэшвилле больше. У нас, наверное, вдвое меньше людей, чем было раньше.

 

Можете ли вы рассказать мне о новых более дешёвых электрогитарах Gibson, которые производятся в Нэшвилле?

 

Нам необходимо обеспечить более низкий уровень цен, особенно на международных рынках, поскольку доллар сделал все американские продукты, музыкальные или иные, довольно дорогими. Вы говорите о стоимости на 50% дороже, чем это было два года назад, просто из-за курса валюты в Англии, и Японии, и Голландии, и Испании, и где угодно. Поэтому мы разработали несколько гитар, чтобы удовлетворить эту потребность. Год назад мы мучились, называть ли эти новые гитары Gibson, и решили не называть - мы бы назвали их Epiphone. Но теперь мы решили назвать их Gibson, обосновав это тем, что гитары производятся на фабрике Gibson в Нэшвилле на одних и тех же станках, одними и теми же людьми. На выставках наши дилеры говорили: "Это Gibson!". Так что мы действительно решили назвать все эти модели Gibson - это было просто необходимостью прислушаться к тому, что говорит вам рынок.

 

Это Challenger, Corvus, Spirit и Special. Spirit и Special напоминают гитары Gibson прошлых лет, Special выглядит довольно близко к SG Special, а Spirit - это что-то вроде Les Paul TV, плоский и без пикгарда. Они предлагаются в версиях с одним и двумя звукоснимателями, в то время как Corvus новой формы предлагается в версиях с одним, двумя или тремя звукоснимателями.

Какие ещё новинки мы можем ожидать от Gibson?

 

В Великобритании появится модель Futura, похожая по форме на Corvus, хотя и не совсем - у нее сквозной гриф. Мы уже начали работу над Heritage V, и будет Explorer из древесины корины. Название Futura говорит о том, что мы намерены стать главным брэндом в области гитар. Эта гитара предназначена для сегмента рынка, который, вероятно, представляет собой тех молодых музыкантов, о которых вы говорили ранее, которые ищут новые формы. Возможно, они немного устали от оригинальных форм Gibson, которые все копируют, или 90% из них копируют. Если вы посмотрите на Франкфуртскую выставку в этом году, я помню, в одной газете было написано, что существует шесть различных Explorer - так что мы изобрели другую форму.

 

В настоящее время Gibson очень известен своими переизданиями, лимитированными выпусками и так далее, которые, как правило, представляют собой модели прошлых лет. Я не думаю, что вы известны новыми идеями в настоящее время.

 

Это подтверждает то, что я вам только что сказал. Возьмите Flying V - они не переиздаются по прихоти, по какой-то идее, которая у нас возникла: "О, давайте переиздадим это". Это потому, что люди хотят их. Когда мы недавно начали обдумывать идею переиздания Moderne, внезапно, пока мы говорили и думали об этом, в американской музыкальной прессе появилось около 6 писем за 2 месяца, по моему. "Кто-нибудь подскажет мне, где найти Moderne", "Я хочу Gibson Moderne". И объявления: "Разыскивается редкая гитара, Gibson Moderne".

 

И сегодня есть инновации, например, Chet Atkins. Чтобы говорить об инновациях Gibson, вернитесь на 60 лет назад и пробегитесь по ним - анкер, колки, эфы, бриджи тюноматик - мелочи, о которых никто не задумывается. Крупные инновации тоже, Flying V, Explorer, сегодняшний Chet Atkins, Moderne - чисто на вскидку. Мы внедряли инновации.

Насколько активен сейчас отдел исследований и разработок (R&D)?

 

Не меньше, чем когда-либо, Брюс Болен по-прежнему отвечает за него и, очевидно, будет отвечать ещё много лет. Он по-прежнему находится в Каламазу, именно там расположен цех R&D.

 

Сколько человек вовлечено в R&D?

 

Трудно назвать цифру - вероятно, речь идет о четырёх или пяти сотрудниках, постоянно вовлечённых в эту работу. Но каждый вносит свой вклад, и не в последнюю очередь это касается двух руководителей фабрик, в Нэшвилле и Каламазу. Мы также много консультируемся с нашими дистрибьюторами и разрабатываем специальные инструменты для конкретных рынков.

 

Мне интересно, есть ли какие-то конкретные области, на которых R&D концентрируется в настоящее время - например, в цельнокорпусных инструментах, о которых вы упомянули, наблюдается переход к немного более странным формам корпуса.

 

Есть вещи, о которых я бы не хотел, чтобы знали наши конкуренты... Я думаю, мы должны искать то, что, по нашему мнению, нужно рынку. Новые формы, новые идеи. Почему новая форма? Не только для внешнего вида, но и для воздействия - вы знаете о гитарах больше, чем я, я уверен. Есть все эти эзотерические споры о том, имеет ли дерево какое-то значение, но оно, безусловно, имеет, и форма может быть частью этого.

Я думаю, что слабым местом в линейке Gibson всегда были басы, а Victory, похоже, так и не стал для Gibson прорывом. Какой политики вы придерживаетесь в отношении электробасов, и считаете ли вы это справедливым замечанием?

 

(Дэвид Лид предоставил ответ на этот вопрос специалисту Rosetti по Gibson Дагу Эллису). Я пристрастен как человек Gibson: бас Victory Artist всё ещё опережает свое время... это действительно очень хорошая бас-гитара, на которой играют и одобряют многие фанатичные сессионные музыканты Западного побережья. В настоящий момент рынок догоняет этот инструмент. Но вы говорите, что Gibson никогда не были сильны в бас-гитарах - я не согласен с этим, потому что я напомню вам о EB-0 и EB-3.

 

Довольно недолговечная популярность...

 

Я бы также напомнил вам о RD Bass, снятом с производства некоторое время назад, но всё ещё используемом повсеместно, что подтверждает мою точку зрения. Инструмент правильный, он опередил своё время, и мы ждем, пока рынок догонит его.

 

(Дэвид Лид продолжает): Да, комментарии о RD сводились к тому, что его технические особенности были слишком сложны для музыканта на момент его появления. Здесь вы снова возвращаетесь к Gibson как к новатору, и это можно отнести к моделям, о которых говорил Даг. Можно взять модель Flying V, которая вышла и была продана в небольшом количестве, а теперь все в мире хотят производить Flying V. Ещё один пример - Explorer, а также бас Thunderbird.

Многие гитаристы заметили, что цена на Gibson за последнее время сильно выросла. Как вы собираетесь с этим бороться, ведь Gibson становятся очень дорогими.

 

Ну, мы не можем бороться с финансовыми воротилами, кем бы они ни были, которые определяют стоимость доллара.

 

Это полностью зависит от этого?

 

Наш розничный прайс на Les Paul в США не изменился с 1982 по 1983 год, и он очень мало изменился, я думаю, возможно, на 7%, с 81 по 82 год. Так что, я думаю, это ответ. В этом году на некоторые цвета мы сделали надбавку, но на основные цвета цена практически не изменилась. В ней нет даже инфляции. Сейчас мы можем это позволить благодаря современному оборудованию, которое у нас есть в Нэшвилле, благодаря изменению масштабов нашего производственного процесса. Инфляции не может быть много, если вы сократили стоимость мощностей настолько, насколько это сделали мы, а это колоссально - около 60% за два года. Это сократило расходы на ведение бизнеса на миллионы долларов. Возможно, наш штат был сильно раздут для того времени, но нужно реагировать на эти времена.

 

Кого вы считаете конкурентом Gibson в 1983 году?

 

Нашим конкурентом, несомненно, является Fender, а также японские производители, которых вы можете назвать, в этом нет никаких сомнений.

 

Я думал конкретно о топовом сегменте линейки Yamaha SG, модели 2000, конкурирующей непосредственно с Les Paul. Вы бы согласились с этим?

 

Ну, это, безусловно, самая похожая по типу гитара Yamaha. Скажу так: последние 20 лет японцы считали гитару Les Paul эталоном, и все всегда старались равняться на неё. Я не буду говорить, кто, по моему мнению, приблизился к ней. Мне кажется, жаль, что другие производители не добились успеха в своём деле.

Какова политика Gibson в отношении эндорсеров? Вы дарите гитары?

 

Нет, не дарим. Я думаю, было бы неправильно сказать, что мы никогда этого не делали, но в соответствии с текущей политикой мы не отдаем гитары, потому что мы считаем, что для того, чтобы эндорсмент был обоснованным, человек должен хотеть его получить. И я не могу гарантировать, что если я дам вам что-то, вы действительно захотите это. Вы можете никогда не использовать гитару, засунуть в шкаф, продать. Эти артисты играют на этих гитарах.

 

Артисты приезжают к нам в Америку, они звонят с другого конца света и говорят, что возвращаются в Амстердам через Нью-Йорк, ничего, если они сойдут с самолёта и приедут в Каламазу или Нэшвилл? Им нравится участвовать. Именно здесь мы получаем информацию о потребностях рынка, потому что они приходят, мы их не приглашаем, но они знают, что им рады. Мы не рассылаем позолоченные приглашения, авиабилеты и всё такое прочее, чем, как известно, занимались и продолжают заниматься другие производители.

 

Наконец, как вы думаете, каким Gibson будет через пять лет? Будет ли справедливо сказать, что он, скорее всего, останется небольшой компанией, даже меньшей, чем сейчас, выпускающей престижные гитары ручной работы по высоким ценам? Вы собираетесь идти этим путём?

 

Нет, я так не думаю. Где мы будем через пять лет? Мы будем главным гитарным брэндом, лидирующим на рынке, как мы это делали в течение долгого времени. Размер Gibson, как и всех производителей, соотносится с размером рынка.

 

 

От переводчика: Спустя три года Gibson практически обанкротился, и был выкуплен новыми владельцами всего лишь за 5 миллионов долларов, но это уже другая история.