GiВson/Epiphone/Kramer
Дэйв Мастейн рассказывает о Gibson Mustaine Collection, своей первой гитаре и воссоединении с Марти Фридманом
Грег Прато
Heavy Consequence
июнь 2023
перевод с английского
Дэйв Мастейн давно считается одним из величайших метал-гитаристов всех времён, и его статус ещё более укрепился пару лет назад, когда он совместно с одной из самых известных гитарных компаний мира, Gibson, выпустил серию Dave Mustaine Collection.
Линейка именных инструментов фронтмена Megadeth, которая продолжает расширяться, включает в себя не только гитары под маркой Gibson, но и двух принадлежащих ей брэндов: Epiphone и Kramer.
После ухода из Metallica в 1983 году Мастейн почти сразу же создал группу Megadeth, которая быстро стала одним из лидеров зарождавшегося в то время движения трэш-метал. Группа выпустила такие классические альбомы, как Peace Sells... But Who's Buying?, Rust in Peace и Countdown to Extinction, а также такие метал-гимны, как "Peace Sells", "Wake Up Dead", "Holy Wars... The Punishment Due", "Symphony of Destruction" и "Sweating Bullets".
Megadeth, в состав которой в настоящее время входят Мастейн, гитарист Кико Лорейро, басист Джеймс Ломензо и барабанщик Дирк Вербьюрен, по-прежнему сильны, о чём свидетельствует вышедший в прошлом году шестнадцатый студийный альбом The Sick, the Dying... and the Dead.
Мастейн побеседовал с Heavy Consequence во время перерыва в гастролях и рассказал о своей гитарной линейке Gibson, о своей первой серьёзной гитаре, о своих музыкальных влияниях, о нынешнем составе Megadeth и о своем недавнем воссоединении с бывшим участником группы Марти Фридманом в Японии.
Что для Вас значит иметь собственную серию Dave Mustaine Collection от Gibson?
Боже, это значит для меня всё. Думаю, для некоторых людей это означает, что я достиг успеха. [смеётся] Это американская история успеха. Если ты продолжаешь стараться и делаешь всё, что в твоих силах, то с тобой произойдут великие вещи. Я не хочу сказать, что если вы будете работать, делая зубочистки из брёвен, то в один прекрасный день станете владельцем всего мира - я думаю, что это довольно долгий путь, - но я упорно работал в течение всей своей карьеры, и за эти годы у меня было много "учебных дел". Но я извлёк из них уроки. И вот я здесь.
Давайте поговорим о Вашей последней модели гитары - Kramer Vanguard. Что ожидать фэнам от этого инструмента?
Ну, для тех, кто любит более "метальные формы", это как раз то, что нужно. Это то, что вы ищете. И это 24-ладовая гитара, как и вся линейка, представителем которой я являюсь - линейка Gibson, линейка Kramer и линейка Epiphone. Я даже не подозревал, насколько Крамера идентичны Гибсонам, пока несколько недель назад не вышел на сцену во время канадского тура "Crush the World", где мы выступали с группой Bullet for My Valentine. В тот вечер мой гитарный техник, Брайан Джонс, передал мне Kramer, и я вышел на сцену. Я не знал, что это не Gibson. Я думал, что он дал мне ту же самую гитару, которую он давал мне каждый вечер для первой песни. И я вышел на сцену, и я играл, играл, играл. Это показывает, насколько сильно я пялюсь на гриф, а не на всё остальное. Я вернулся к кулисам, он заменил мне гитару и я продолжил выступление. Он подошёл после выступления и спросил: "Ну, как тебе понравилась та первая гитара?" Я ответил: "Отлично. А что?" А он: "Это был Kramer". И я такой: " Да пошёл ты! Ты что, издеваешься?" А он: "Нет. Это был Kramer".
Я был так удивлён, что не смог нащупать пальцами ничего, что могло бы их отличить. Корпус гитары похож, форма головы похожа, но маркеры ладов разные - это должно было меня насторожить. Но вы знаете, у нас есть Gibson V, которые я рекламирую. Они все разного уровня. Есть как бы младший уровень, полупрофессиональный, а также профессиональные - те, что сделаны в кастом-шоп, очень навороченные. Существует множество различных способов их производства. Так что я не знал. И когда он сказал мне, что я играю на Kramer, я подумал: "Это должно быть круто".
Как вы уже упомянули, у вас также есть модели Flying V от Epiphone и Gibson. Не могли бы вы рассказать и о них?
Gibson и Epiphone имеют классические формы корпуса. У всех гитар идентичный профиль грифа и форма головы, и почти все модели имеют одинаковые звукосниматели. Существует альтернативная версия Epiphone Flying V, которую вы можете приобрести, если захотите, - без именных звукоснимателей Dave Mustaine. Вы можете выбрать Fishman, которые им доступны, или Seymour Duncan.
Помните ли Вы первую гитару, которая попала вам в руки?
Думаю, что первой настоящей гитарой, которая заслуживает упоминания, была первая гитара B.C.Rich, которую я купил. Я купил её в музыкальном магазине в Голливуде. Я жил в Хантингтон-Бич - я был молодым сёрфером-панком - и я попросил одного знакомого - одного из моих тогдашних друзей-алкашей с большой буквы - отвезти меня на своём Фольксвагене-жуке. И она была в кейсе! Итак, гитара была B.C.Rich, десятиструнная "Rich Bich" во флайт-кейсе, который был огромен... и мы не могли запихнуть его в "Жука". Так я вошёл в мир владельцев гитар - "первая поездка с ребёнком из роддома домой" запомнилась мне, пожалуй, больше, чем первый год или около того игры на ней.
Кто из гитаристов оказал на вас влияние и вдохновил вас, как начинающего гитариста?
Ну, если говорить о действительно великих гитаристах того времени, то все как бы тяготели к нескольким группам. Более слабые группы не получали внимания. Так что, конечно, на слуху у всех были KISS, Led Zeppelin и Deep Purple. Многие говорили и об Aerosmith. А я как раз наткнулся на AC/DC. А дальше всё пошло как по маслу - Новая Волна Британского Хэви-Метал и Британское Вторжение, обе эти музыкальные эпохи очень повлияли на меня. Ритм и мелодии британского вторжения - Beatles, Rolling Stones, Led Zeppelin, Who... на удивление, я даже не сразу понял, что такое Who.
И затем Новая Волна Британского Хэви-Метал с точки зрения соляков и риффовой игры - потому что американцы играют много аккордов, а люди, которые находятся в современной риффовой эре - это больше спид- и трэш-металисты. И, конечно, сюда же относятся дэтхЪ, блэк, все остальные ответвления метала. Но в отличие от рок- и хэви-метал-групп в Штатах, где они используют много аккордов, переборов и т.п., британские металлисты, как мне кажется, больше полагались на риффы.
Кстати, о гитаристах: в начале этого года вы пригласили Марти Фридмана на концерт в Японию. Каким был этот опыт?
Это было потрясающе. Итак, вот предыстория: Мы с Марти долгое время были вместе в группе, и Марти влюбился в Японию. Он читал, писал и говорил на этом языке почти бегло - и женился на японке. Мы были довольно популярны в Японии, и нам предложили выступить в Будокане. А потом я заболел, и меня пришлось госпитализировать. Поэтому я отменил концерт в Будокане и не подумал о том, как это отразится на Марти - ведь я думал о благе группы в целом. А у него было разбито сердце, потому что он так сильно этого хотел. Так что это стало одной из причин, по которой мы с Марти расстались [в 2000 году].
И когда через 23 года Будокан снова открыл двери, я понял, что должен сделать ему предложение, чтобы узнать, не хочет ли он сыграть со мной. И он был в ударе - он играл великолепно. Знаете, мы все играли очень хорошо... Так что фэны, которые пришли посмотреть на это, увидели нечто волшебное. Мы также вели прямую трансляцию по всему миру. Так что многие люди смогли увидеть, как это происходило. И последнее: у нас есть все записи, и мы надеемся, что в будущем выпустим что-нибудь - аудио или видео - с этими выступлениями Megadeth и специального гостя Марти Фридмана.
В истории Megadeth было множество смен состава, но как вы относитесь к нынешнему составу?
Их было не так уж и много, если вспомнить, через что прошла каждая из таких групп. Многие популярные группы проходят через смену состава, и иногда это очень плохо для группы. В других случаях это необходимо. Поэтому я стараюсь не обижаться на тех, кто играет в группах, когда у них возникают кадровые проблемы. Иногда у вас просто разные взгляды, а когда вы начинаете что-то делать, это очень похоже на брачные узы, и вы хотите иметь одно и то же видение, но не всегда оно остаётся таким. Так что, по сравнению с некоторыми группами, да, у нас было несколько смен состава, но не так много, как у других. И тот состав, который у нас сейчас, я считаю волшебным. Я могу сказать, что в любой момент времени у нас мог быть период, когда был более популярный музыкант на ударных, или более популярный музыкант на басу, или более популярный музыкант на лид-гитаре. Но магия, под воздействием которой группа работает сейчас, совсем другая.
Я имею в виду, что меня буквально завораживает, когда я делаю шаг назад от микрофона, смотрю и вижу такие вещи, как Кико, играющий с Марти. А Джеймс парит по сцене, как мудрец, владеющий своим ремеслом, и подходит к микрофону и поёт не хуже меня - а то и лучше. А мы никогда не были группой, сильной в вокальном плане. Все бэк-вокалисты, которые у нас когда-либо были, всегда были музыкантами, которые в то время занимались больше инструментальной частью или чем-то ещё, если они вообще могли петь, то шли и пели. И чтобы услышать разницу между тем, кто действительно поёт, и тем, кто, как я, является... не знаю, за неимением лучшего термина, "вокализатором" - это сделало меня более хорошим певцом. И это была одна из тех вещей, которые я слышал каждый вечер во время тура: "Чувак, ты действительно поёшь намного лучше". Когда мы встречались с нашими друзьями, которые приходили к нам в гости - "Вау, Дэйв, ты отлично поёшь. Твой голос звучит великолепно".
И мне хочется думать, что я не делаю ничего другого. Но на самом деле ваш голосовой аппарат - это такая же мышца, как и все остальные, и вы должны заботиться о ней. Я должен быть осторожен, когда ем, пью или нахожусь рядом с курящими людьми. Это было одной из причин того, что я завязал с курением, выпивкой и всем остальным, этот гравийный голос - как у Дженис Джоплин - работает для некоторых людей. А когда вы начинаете очищать свой голос и становитесь немного чище, и вы начинаете по-настоящему слышать свой голос - у вас есть выбор. Вы можете либо сказать: "Теперь я звучу как парень, который не умеет петь", и либо бросить курить, либо сказать: "Я могу это сделать, и я знаю, что могу делать маленькие шаги, чтобы мой голос стал сильнее, и заботиться о своем здоровье".
Мне почти 62 года, и у меня есть несколько друзей моего возраста, которые выглядят как дерьмо. Я даже сомневаюсь, что они смогут провести с нами неделю в дороге из-за той нагрузки, которую мы испытываем. Но это не значит, что я их не люблю, я просто говорю о том, что, на мой взгляд, мы в дороге работаем на таком высоком уровне - этот состав. И наше мировоззрение настолько совпадает, что когда мы заканчиваем играть, это похоже на "хэви-метал гимнастику" каждый вечер в течение полутора часов. Ты возвращаешься в гримёрку, остываешь и не понимаешь: "Чувак, я только что сжёг четыре или пять миллиардов калорий, и я действительно хорошо справляюсь со своей жизнью, своей игрой, своей карьерой".
Megadeth существует уже долгое время, и многие группы, когда они становятся успешными и начинают входить в этот "легендарный статус", они становятся немного самодовольными. И я думаю, что это происходит со многими группами, и это не то, что можно прикрыть модной кожаной курткой - если ты не в форме и выглядишь отвратительно, то ты не в форме и выглядишь отвратительно. Я считаю, что если ты собираешься заботиться о себе, то нужно делиться этим и говорить об этом. Я всегда говорил о своём здоровье и физической форме.