Двухгрифовая тач-гитара '60х DuoLectar Дэйва Бункера в действии.
Познакомьтесь ближе с двухгрифовой гитарой непохожей ни на одну другую
Кристофер Скапеллити, Guitar Player Online, Сентябрь 2020
Перевод с английского
От переводчика: Обычно я не выкладываю переводы свежих материалов. Мне гораздо интереснее старые публикации, и особенно то, как меняется мировоззрение вокруг с того момента, как материал опубликован, и как меняется его восприятие спустя годы. Но на этот раз, прочитав эту коротенькую колонку, я всё-таки решил ей поделиться. Я давно знаком с гитарами Дэйва Бункера, и очень люблю Ibanez USRG середины '90х, но к своему стыду не знал, что Дэйв не только инженер, но и замечательный музыкант, со своим собственным неподражаемым стилем исполнения вестерн-свинга.
Все знают, что Эдди ВанХален не изобретал двуручного тэппинга. По словам Джорджа Линча, он позаимствовал его у Харви Мэндела. Если на то пошло, Рой Смек, Гарри ДеАрмонд, Джимми Уэбстер, Джордж Ван Эпс, Барни Кессел и Эммет Чепмен (изобретатель Chapman Stick) – это всего лишь некоторые из гитаристов, использовавших эту технику за десятилетия до появления Эдди, и других, таких как Стэнли Джордан.
Харви Мэндел
Вы можете добавить в этот список имя Дэйва Бункера. Как вы можете видеть в старом видеоролике, опубликованном выше, Бункер был мастером тэппинга, где обе его руки одновременно работали на двух грифах его кастомовой электрогитары.
Вышеупомянутый ролик датируется примерно 1960 годом и показывает Бункера, играющего на своей тач-гитаре в телепередаче под названием Jubilee USA, еженедельной передаче, организованной звездой кантри-музыки, Редом Фоули, дебютировавшей в 1955 году под названием Ozark Jubilee, в которой участвовали крупнейшие звёзды кантри-музыки.
Фото из публичной библиотеки Такомы, где Дэйв жил более 35 лет
Бункер, проживавший в пятидесятые годы в Пуйаллапе, штат Вашингтон, увидел выступление Джимми Уэбстера на кампусе Вашингтонского университета. Уникальная двуручная техника Уэбстера заинтересовала Бункера, но после того, как он попробовал её сам, он обнаружил, что она слишком ограничена.
"В то время как в технике тэппинга, используемой на одногрифовой гитаре, можно легко было использовать бенды и легато, две руки могли играть лишь на шести струнах девятью пальцами" – отмечает он на сайте Bunker Guitars.
Бункер обратился к своему отцу, опытному гитарному мастеру, чтобы он помог ему изготовить гитару с двумя грифами, по одному для каждой руки. То, что они придумали, выглядело непохожим ни на одну гитару, сделанную ранее.
Названная тач-гитарой, она имела один обычный гитарный гриф, и второй, расположенный над ним, примерно в два раза шире. На оба было натянуто по шесть струн, настроенных в стандартном строе. Левая рука играла на нижнем грифе, а правая – на верхнем. При этом ладонь находилась над грифом, а не за ним.
Игра на инструменте осуществлялась не щипком, а фреттингом или тэппингом, постукиванием по струнам на грифе [можете ещё называть это маврингом – прим. переводчика].
В 1958 году Бункер запатентовал гитару как DuoLectar и в последствие показал её на выставке NAMM, когда она ещё проводилась в чикагском Palmer House. Он вспоминает, как делил место на стенде усилителей Standel с молодой Барбарой Мандрелл и развлекал своим ДуоЛектаром таких великих гитаристов, как Чет Эткинс, Мел Бэй и Джо Мэйпис.
Бункер говорит, что Лео Фендер обратился к нему с предложением купить гитару и связанные с ней инновации. Лео предложил 20 000 долларов и трёхпроцентный роялти. "По сегодняшним меркам это около миллиона долларов" – отмечает Бункер. Но он отказался от предложения Фендера и продолжил совершенствовать гитару самостоятельно.
Фото из публичной библиотеки Такомы, коллекция Richards Studio
Согласно описанию DuoLectar 1960 года на Gbase.com, оба грифа были кленовые, с 18 наклонными ладами на одном и 23 прямыми на другом. У гитары было 18 звукоснимателей, намотанных вручную, отдельных на каждую струну, расположенных группами по три. Темброблок состоял из двух ручек громкости, двух слайдеров для выбора звукоснимателей и двух регуляторов тембра. Также у гитары было два выхода, по одному с каждого грифа.
Как вы наверно догадались, DuoLectar так и не прижился, но Бункер продолжал совершенствовать этот инструмент, а также стандартные гитары и басы, и другие инновации, включая систему грифа свободного от напряжения Sustainium, конструкцию бриджей, звукоснимателей, электронной технологии мьютинга и многое другое.
Сегодня он производит собственные гитары и басы наряду с его последними разработками тач-гитар.