GUITARBLOG.RU

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Если вас давит жаба поддержать проект монетой, вы можете сделать это хотя-бы покликав на рекламу. У сайта нет спонсоров, всё держится на голом энтузиазьме

Dana Bourgeois

 

 

Станут ли

торрефицированные

верхние деки новым

отраслевым стандартом?

 

 

 

 

Питер Шу, 2016 год

перевод  с английского

 

 

 

 

 

 

Верхняя дека любой акустической гитары должна быть сухой, жёсткой и лёгкой. На протяжении веков лютье добивались этой святой троицы составляющих с помощью различных методов вырезания, укрепляющих пружин и сушки на воздухе или в печах.

 

Однако в последнее десятилетие всё большее число мастеров применяют преимущества технологии, используемой при производстве древесного угля и обработке дубовых полов, чтобы ускорить процесс достижения сухости-жёсткости-лёгкости.

 

Этот процесс называется торрефикацией. Результат - торрефицированную древесину иногда также называют печёной или жареной.

 

В двух словах, торрефикация подразумевает нагревание древесины в отсутствии кислорода для удаления воды и летучих веществ. Некоторыми производителями уже давно проводится такая обработка грифов электрогитар, что делает их более лёгкими, жёсткими и устойчивыми к изменениям температуры и влажности.

 

Когда торрефикация применяется к новым декам для акустических гитар, она придаёт им схожий молекулярный состав, и, следовательно, тональный отклик, с накладками винтажных гитар после десятилетий старения.

 

Впервые появившись на элитных бутиковых моделях, торрефицированные верхние деки теперь вошли в модельный ряд всех ценовых категорий, включая Santa Cruz, Collings, Martin, Taylor и даже Recording King, как показывает популярная RO-T16.

 

Однако все эти производители следуют примеру Дэйны Буржуа, первого лютье в США, который стал регулярно использовать торрефицированные верхние деки в своих гитарах. С момента основания Bourgeois Guitars в 1993 году на старой фабрике Роберта Роя Continental Mills в Льюистоне, штат Мэн [бывшая кондитерская фабрика, превращённая в бизнес-лофт – прим. переводчика], Дэйна стала одним из ведущих экспертов в области отбора резонирующей древесины, формирования гитарных верхних дек и торрефикации.

 

Недавно мы поговорили с ним по телефону, чтобы узнать его мнение о распространении торрефикации в отрасли и о том, как правильно её осуществлять.

Дэйна Буржуа из Bourgeois Guitars

 

 

 

 

Основная цель использования торрефицированных верхних дек - получить что-то близкое к "винтажному акустическому саунду" прямо достав гитару из коробки. Иногда это может показаться пустым звуком.

О каких специфических характеристиках винтажных гитар идёт речь?

 

 

Лучшие винтажные гитары имеют быстрый отклик, сухой звук, хорошую основу без излишних обертонов, ровный баланс от струны к струне и мощную проекцию.

 

Они просто обладают непосредственностью. Вы берёте в руки хорошую винтажную гитару, и звук просто вырывается наружу. Его ничто не сдерживает. Даже не очень громкий винтажный Gibson будет иметь удивительно быстрый отклик.

 

И это связано, скорее, с тем, как меняется древесина со временем, а не с тем, что они сейчас не делают их так, как раньше?

 

Верно. Довоенные Martin звучат совсем не так, как современные, когда гитара только покинула фабрику. Сегодня даже производятся акустические гитары, которые по качеству изготовления не уступают некоторым винтажным гитарам, а то и превосходят их, но все равно не могут обеспечить такого отклика.

 

Чтобы понять почему, нужно подумать о том, что происходит с древесиной с течением времени.

 

Свежесрубленная древесина состоит в основном из целлюлозы с лигнином, который представляет собой особый вид смолы, скрепляющий целлюлоз . В ней довольно большое содержание летучих веществ - смол, сахаров, масел и других химических веществ, которые являются побочными продуктами жизнедеятельности живого дерева. В ней также содержится значительное количество воды.

 

Эти летучие вещества изначально оказывают демпфирующее действие, когда гитара только сделана. Они не позволяют верхней части вибрировать настолько свободно, насколько она могла бы.

 

За десятилетия сушки на воздухе эти летучие вещества окисляются [соединяются с кислородом], выделяют газ и минерализуются. В результате медленной химической реакции выделяется газ и остается минеральный осадок. Лигнин также застывает как клей, удерживая целлюлозу воедино.

 

У деревьев также есть сосуды, по которым вода поступает из нижней части ствола вверх по дереву. Эти сосуды имеют клапана. Они также окисляются и минерализуются, закрывая клапана. Это изменяет клеточную структуру древесины, превращая её из чего-то похожего на губку с открытыми порами в нечто похожее на пенополистирол с закрытыми порами. В итоге древесина становится более устойчивой к изменениям температуры и влажности.

 

По мере окисления летучих веществ, образования лигнина и закрытия ячеек со временем происходят три основные вещи: 1) Улучшается звуковой отклик из-за уменьшения демпфирования. 2) Древесина становится легче и свободнее вибрирует. 3) Древесина становится более прочной.

 

Когда древесина полностью отвердевает и летучие вещества полностью окисляются, она становится лучшим материалом для музыкальных инструментов.

 

Все эти процессы происходят естественным образом, но для полного отвердевания древесины требуются десятилетия воздействия воздуха. Увлажнение замедляет этот процесс. Торрефикация ускоряет этот процесс. Она изменяет химический состав древесины, делая ее похожей на ту, какой она будет через десятилетия.

Торрефицированная верхняя дека гитары Bourgeois

 

 

Как происходит торрефикация?

 

Торрефикация - это тот же процесс, что и получение древесного угля: Древесина нагревается выше температуры горения, но при этом ей не дают кислорода. Без кислорода сама древесина не может гореть. Сгорают газы, выходящие из древесины. Если нагревать древесину достаточно долго, она превращается в древесный уголь.

 

Хитрость заключается в том, чтобы нагревать древесину при нужной температуре в течение нужного времени. Структурные испытания показали, что для каждого вида древесины существует своя индивидуальная "рецептура" нагрева и продолжительности.

 

Например, адирондакская ель требует иной температуры и продолжительности, чем дуб. Дубовые полы на самом деле являются крупнейшим коммерческим применением торрефицированной древесины. Когда вы укладываете пол в новом здании, вы не хотите, чтобы он расширялся и сжимался. Торрефикация решает эту проблему.

 

С елью нужно быть осторожнее. Как показала практика, при повышении температуры до определённого момента ель становится немного жёстче, а после этой точки жёсткость снижается. Если "жарить" её достаточно долго, целлюлозная структура разрушится.

 

Лучше недожарить, чем пережарить. Частично торрефицированная древесина всё ещё хороша. Вы всё ещё удаляете соединения, которые вам не нужны в древесине.

 

Похоже, это действительно искусство - найти ту самую "золотую середину" тепла и времени для каждой породы дерева. Сколько проб и ошибок потребовалось, чтобы вы смогли применить этот метод для своих гитар?

 

Когда мы только начали пробовать торрефикацию, было много неудач. Бриджи у гитар из этой древесины смещались, деки легко трескались. У меня до сих пор хранится первая торрефицированная гитара, которую мы сделали в 2012 году. Я не думаю, что сейчас она звучит так хорошо, как должна была бы, потому что мы всё ещё учились.

 

Я научился сравнивать образцы до и после торрефикации в качестве своеобразной лакмусовой бумажки. Я отрезаю полосу от края ели перед "жаркой", а затем отрезаю другую полоску после торрефикации. Вы можете разломить полосы и проанализировать длину волокон. Вы стремитесь увидеть более длинные волокна, которые соответствуют волокнам не подвергшейся торрефикации древесины.

Оптимальная температура также зависит от того, куда вы помещаете древесину в печи и как вы ее туда укладываете. Это тоже было учебным процессом.

 

Услышав это, толпа "самоделкиных", вероятно, зашевелится. Торрефикация - это то, что они могут делать в своих гаражах или подвалах?

 

Ну, вам нужно соответствующее оборудование. У нас есть своя лабораторная печь. Самое сложное - избавиться от кислорода.

 

Это можно сделать тремя способами. Вы можете либо заполнить печь паром (при влажности почти 100%), либо заполнить печь азотом - что мы и делаем, - либо глубоко прожарить древесину. Не смейтесь над последним. Так действительно делают в Европе.

 

Прежде чем поднять температуру до точки горения, необходимо довести содержание влаги до нуля. Древесина с влагой сгорает с разной скоростью, поэтому если в материале есть остатки влаги, это будет заметно.

 

На самом деле это выглядит довольно круто. У нас есть всевозможные неудачные эксперименты с коричневыми, жёлтыми и белыми полосами.

 

Красное дерево труднее поддается торрефикации, так как оно может стать хрупким и трудно сгибаемым. Мы всё еще пытаемся оптимизировать процесс для него. С клёном гораздо сложнее переборщить.

Откуда у вас появилась идея начать использовать торрефикацию для изготовления верхних дек?

 

Несколько канадских и европейских производителей использовали её первыми. На самом деле эта концепция хорошо опробована в мире электрогитар и басов.

 

Music Man, я полагаю, был одним из первых, кто использовал торрефицированные кленовые грифы. Том Андерсон тоже стал использовать этот метод для своих электрогитар. Кроме того, Роджер Садовски также является одним из первых, кто применил этот метод для своих бас-гитар.

 

Это не новая идея. Торрефикация как процесс фактически запатентована финской компанией ThermoWood. Они производят большинство коммерческих печей, которые настроены на выполнение предписанного ими процесса (с использованием пара).

 

Мы используем лабораторную печь с цифровым управлением и функцией подачи азота. В самом начале мы использовали пар, но испортили таким образом много дорогой древесины.

 

Так что идея была. Имело смысл поэкспериментировать с деками акустических гитар и посмотреть, каковы будут результаты.

 

Движется ли индустрия в сторону торрефикации?

 

Безусловно. Я думаю, что процесс уже пошёл. Мы только начинаем понимать, что можно сделать. Я предполагаю, что скоро кто-то разработает печь, в которой небольшой производитель сможет делать 10-15 дек за раз, используя достаточно надёжный процесс.

 

Лютье должны спросить себя: "Как торрефикация работает для меня как для производителя?". Вы должны подумать о том, как это сочетается с вашим стилем. Люди всегда спрашивают меня, подходит ли пао-ферро [экзотическая музыкальная древесина] для изготовления гитар. Я всегда отвечаю, что оно не подходит для моего направления, но есть множество замечательных гитар из пао ферро.

 

Мы как повара, сочетающие между собой разные ингредиенты. Ингредиенты очень важны. Но фирменное блюдо зависит от оригинального рецепта.

 

Как вы думаете, почему торрефицированные верхние деки так быстро завоевали популярность?

 

Торрефикация не может заставить плохую древесину звучать хорошо. Однако она заставит любую древесину звучать лучше, чем её исходный вариант.

 

В основном, однако, рынок предпочитает винтаж. Поэтому бутиковые производители движутся в этом направлении. Просто рынок сейчас именно таков.

 

Вы видите хипстеров, играющих на Gibson B-25 и Martin Style 17 - всё ещё доступных винтажных гитарах, которые не расхватали коллекционеры. Так что это [торрефицированная древесина] подходит как нельзя лучше.

 

Если бы вы работали в настоящем современном стиле, стремясь направить акустические гитары в совершенно иное русло, вы могли бы обоснованно решить, что торрефицированная древесина хуже. Но пока что мы превозносим отклик винтажных гитар, их внешний вид и характеристики. Ожидайте увидеть всё больше и больше торрефицированных дек в ближайшем будущем.