GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Dan Smith

 

 

Империя наносит ответный удар

 

 

 

 

 

Гэри Купер

In Tune, октябрь 1985

перевод с английского

 

 

 

 

 

От переводчика: Ранее я уже публиковал несколько интервью с Дэном Смитом, спасшим компанию Fender от ликвидации. Предлагаю ещё один интересный материал из английского издания In Tune о событиях середины восьмидесятых, когда судьба Fender висела на волоске и вызывала бурление говн в околомузыкальной среде.

 

 

"Теперь они принадлежат японцам", "Они разорились", "Все новые Страты сделаны на Тайване"... Слухи и кривотолки о компании Fender распространяются как лесной пожар после недавнего её выкупа сотрудниками. Чтобы выяснить факты, Гэри Купер побеседовал с директором и руководителем гитарного направления Дэном Смитом. Он также попробовал несколько будущих новинок Fender!

Возможно, это связано с тем, что исполнение музыки - это творческий, наполненный страстью процесс. Возможно, это связано с симпатией, которую музыкант должен испытывать к своему инструменту. Какова бы ни была причина, многие (если не большинство) музыканты рано или поздно обнаруживают, что испытывают сильные чувства не только к своим инструментам, но и к компаниям, которые их разрабатывают и производят. В своём наивысшем проявлении это чувство становится почти религиозным фанатизмом, но компаний, названия которых вызывают такую реакцию, немного; среди них Gibson, Marshall, Rickenbacker, Martin и, конечно же, Fender.

 

Когда в этих компаниях происходят перемены, музыкантам не всё равно - и если фактов нет, то образовавшийся вакуум заполняется слухами, большинство из которых неверны, а некоторые и вовсе вредны. В случае Fender, их решение 1982 года начать производство гитар Squier и усилителей Sidekick в Японии, оставив легендарный завод в Фуллертоне, Калифорния, выпускать только профессиональные модели высшего класса, создало идеальный климат для распространения спекулятивных домыслов, когда несколько месяцев назад гигантская корпорация CBS решила продать своё нежеланное детище.

 

CBS были готова не просто продать Fender, но и рассмотреть возможность продажи компании японцам, и, когда эта история начала распространяться по Атлантике, возникла сумятица и недоразумения, породившие полуправду и сплетни, которые, вероятно, все мы слышали в последние месяцы.

 

Так что же задумали Fender? Кто теперь владеет компанией? Будут ли Fender по-прежнему производиться в США? Будут ли новые модели? Чтобы узнать правду, я недавно поговорил с директором Fender Дэном Смитом, человеком, чьи идеи лежали в основе разработки гитар Fender на протяжении нескольких лет, и который остаётся движущей силой конструирования гитар в новой компании Fender. Я начал с того, что спросил Дэна, что происходило с Fender с тех пор, как CBS объявили о своем желании продать компанию.

Вначале CBS разослали предложения о покупке компании примерно десяти крупным представителям бизнеса по производству музыкальных инструментов, включая некоторые японские компании. У них не было первоначального намерения продать ее сотрудникам, потому что выкуп компании сотрудниками сопряжён с большими рисками.

 

По причинам, известным только им самим (хотя можно предположить, что CBS запросили огромную цену за стоимость имени Fender), ни одна из компаний, которые могли бы купить бизнес, не сделала этого, что привело к шансу, которого так ждали президент фирмы Билл Шульц и его команда.

 

Наконец осенью прошлого года они позволили сотрудникам компании во главе с Биллом Шульцем сделать предложение, и тогда для нас всё и началось. Биллу пришлось искать инвесторов, найти банк, который бы нас поддержал, собрать множество предложений и пакетов, и показать, что это стоящая инвестиция - и это заняло у нас примерно до февраля, после чего, на выставке NAMM Show, CBS позволили нам сделать объявление о том, что есть принципиальное соглашение о продаже компании сотрудникам. Сделка была окончательно заключена 12 марта.

 

За это время начали распространяться слухи о том, что Fender выставлен на продажу и что в торгах участвовали несколько ведущих японских корпораций. Эта информация, несомненно, послужила основанием для слуха "Fender теперь чисто японская компания", который начал распространяться по Британии в начале 1985 года.

 

Конечно, можно утверждать, что место производства гитар и усилителей Fender не так важно, как то, насколько хорошо они сделаны, но Fender - это часть истории рок-н-ролла, и многим музыкантам, похоже, не всё равно - свидетельством тому многочисленные заявления дилеров о предложении "последних Fender американского производства", появившиеся в начале этого года.

 

С другой стороны, правда заключается в том, что Fender будут производиться в США и в будущем, хотя новая компания, принадлежащая сотрудникам, больше не базируется по легендарному адресу Фуллертон, Калифорния, как объяснил Дэн.

 

На второй неделе июля мы переехали из старого здания в Фуллертоне. Это не было частью сделки с CBS, а цена, которую просили за фабрику, была такой, что это вполне могло бы нас разорить. Здание было намного больше, чем нам требовалось, - добавляет Дэн, - оно было построено для производства 70 000 электрогитар в год, 20 000 или около того электропиано Rhodes, 15 000 усилителей, плюс струны. Просто не было смысла покупать его из за того, что мы знали, что это будет компания меньшего масштаба.

 

Может быть, новая компания Fender и уменьшилась, но энтузиазм и оптимизм Дэна и Билла Шульца таковы, что вы почти ощущаете их как осязаемую силу по "телефонным проводам". Однако это не чрезмерная самоуверенность, поскольку оба они с готовностью признают, что им предстоит нелегкая борьба за то, чтобы сделать Fender силой будущего.

 

Покинув исторический адрес в Фуллертоне. Fender теперь переехали на новое место. Как выглядит новая фабрика, спросил я?

 

Мы переехали на новое предприятие в городе Брея, штат Калифорния, всего пару месяцев назад" (кстати, мы разговаривали 29 августа). Это новое здание с прекрасными новыми офисами, и переезд в новую обстановку действительно очень поднял всем настроение". Фуллертон становился каким-то мрачным в последние несколько месяцев нашего пребывания там - это было очень грустно..."

 

Кстати, переезд Fender на новое место в Брею означает, что из "большой тройки" американских производителей гитар только C.F. Martin сохранил свой запоминающийся адрес первого местоположения (в Назарете, Пенсильвания), Gibson тоже покинул свои корни, переехав из Каламазу в Нэшвилл. Sic transit gloria mundi - что не означает, что в начале недели у группы сломался фургон, на борту которого находилась фанатка!

Теперь главный вопрос - будут ли ещё гитары Fender американского производства?

 

Да. В Брее мы находимся всего в четырёх или пяти милях от Фуллертона, а когда мы переехали, то нашли новую фабрику в Короне, которая находится примерно в двадцати милях к востоку отсюда по направлению к Риверсайду, примерно на полпути между Бреей и Фуллертоном. На этой фабрике мы сейчас устанавливаем оборудование для производства гитар, и во вторник (3 сентября) мы начнём делать первые грифы. К концу октября мы собираемся отгрузить первые Vintage Stratocaster, это первые модели, которые мы будем выпускать.

 

Хотя Дэн подтверждает, что Fender будут производиться в Америке, он признаёт, что их количество (по крайней мере, на начальном этапе) будет небольшим, а "хлеб с маслом" - гитары и бас-гитары - будут по-прежнему поставляться из Японии, хотя струны и усилители будут по-прежнему производиться в США.

 

Мы планируем производить самые качественные гитары, какие только возможно, здесь. С нынешним валютным курсом практически невозможно экспортировать продукцию американского производства в больших количествах, к тому же очень трудно конкурировать с Кореей и другими странами в производстве инструментов нижнего ценового сегмента. Это может измениться в какой-то момент в будущем, потому что мы автоматизировали наше производство настолько, насколько это возможно, но реальная разница произойдёт, если пошлины изменятся и станут более справедливыми во всём мире. Это в конечном итоге поставит нас в положение, когда мы сможем быть немного более конкурентоспособными на экспортном рынке, и позволит нам увеличить количество продукции американского производства.

 

Между тем, инструменты, выпускаемые на новой фабрике Fender, будут топовыми моделями.

 

Наша главная цель на американской гитарной фабрике - делать самые качественные гитары типа Fender, которые производятся где-либо в мире. Мы будем выпускать инструменты винтажного стиля, а также несколько новых моделей, таких как Vintage Plus Strat, который представляет собой винтажный инструмент, оборудованный новым тремоло System III.

 

Кроме того, новая модель, получившая название Performer, будет производиться как в Японии, так и, в своей топовой версии, в США. На американской фабрике также будет производиться новая версия хорошо известного Elite Strat, с новым тремоло System III и некоторыми изменениями в электронике.

Я бы хотел, чтобы люди чувствовали себя так же, покупая Stratocaster 1986 года, как и при покупке гитары 1956 года, и мы будем стремиться к этому стандарту, контролируя количество выпущенных экземпляров и действительно напрягая все силы, чтобы быть уверенными в том, что качество является наилучшим, которого только возможно достичь.

 

Интересно, что планы возрождённых Fender не ограничиваются серийными гитарами. Мы также сможем делать некоторые инструменты на заказ, - продолжает Дэн, - так что вы вполне можете увидеть некоторые Телеки с вклеенным грифом, Страты со сквозным и так далее. Мы даже обсуждали идею сделать Телек или Страт за 3-4 000 долларов, что включало бы в себя билет на самолет до Калифорнии, чтобы клиент мог присутствовать при подгонке профиля грифа, выборе цвета и так далее. Таким образом, инструмент был бы "сшит" как настоящий хороший костюм, и я уверен, что найдутся музыканты, которым эта идея придется по вкусу.

 

Кстати, все читатели In Tune, которые всерьёз задумались о такой перспективе, свяжитесь с нами!

 

Дэн, будучи не "просто" бизнесменом, уже несколько лет является движущей силой исследований, разработок и конструирования в компании Fender, и поэтому, как один из самых важных американских инженеров, имеет уникальную возможность ответить на последний вопрос, который я ему задал. Каким он видит развитие электрогитары в течение следующих нескольких лет?

 

Ну, одно, что я замечаю в Соединённых Штатах, это то, что есть реальная тенденция возвращения к R&B и блюзу - старому американскому стилю рок-н-ролла. На самом деле, один из моих любимых гитаристов и один из моих лучших друзей - Роббен Форд, у которого одна из самых крутых блюзовых групп, какие вы когда-либо слышали, и он только что подписал контракт с Warner Bros, с Тедди Темплтоном. У Роббена есть старый Страт и новый Esprit, и он просто жжёт, настолько он хорош. Я вижу, что его тип музыки будет чем-то действительно сильным и поможет вернуть гитаре популярность.

Как ни странно, но мнение Дэна о том, что гитарная музыка, основанная на блюзе и R&B, возвращается в Штаты, совпадает с данными, которые в последнее время предоставляют нам читатели IT - так что если вы увлекаетесь этой сценой, будьте начеку; ваш звёздный час может быть не за горами!

 

Блюз блюзом, а как насчёт электронного направления, поинтересовался я?

 

Мне кажется, что до появления действительно недорогого гитарного синтезатора осталось два-три года, - считает Дэн. На самом деле мы уже сейчас занимаемся этим вопросом. Лично я чувствую себя в полном восторге от того, что обычная электрогитара и старая добрая акустическая гитара, похоже, возвращаются. Что касается инструментов, это возвращает акцент на действительно хорошее, высокое качество.

 

В своей заявке на будущему Fender начинает работать в ещё более тесном контакте с ведущими музыкантами - то, что, как я знаю, Дэн стремился развивать в течение нескольких лет. В результате, Fender планируют в ближайшем будущем создать новое "Управление по связям с артистами", и уже получили несколько ошеломляющих предложений о сотрудничестве от ведущих гитаристов, которые хотят, чтобы Fender выжили и процветали как основная гитарная сила в оставшиеся восьмидесятые и, несомненно, в последующие годы. В дальнейшие планы Fender входят мастер-классы, книги, обучающие программы и одна особенно захватывающая идея (которую я поклялся Дэну сохранить в тайне), о которой, если всё сложится удачно, мы скоро узнаем!

 

Беседа с Дэном Смитом и Биллом Шульцем - это бодрящий опыт, который, возможно, лучше всего подытоживается одной особенно показательной цитатой Дэна. "Мы действительно хотим возродить компанию Fender, теперь, когда мы самостоятельны, чтобы люди могли понять, где наши сердца".

 

Многие люди, занятые в бизнесе по производству инструментов, могут мгновенно отвергнуть подобное заявление, но я лично знал (и стал уважать) Дэна в течение многих лет, и узнал, что его энтузиазм и преданность своей работе совершенно искренни. Основываясь на том, что я теперь знаю о планах команды Fender, я с нетерпением жду, когда мне понравятся их новая продукция и идеи. Не будет ли иронией судьбы, если через несколько лет мы будем говорить о Fender пост-CBS так же, как сегодня мы говорим о продукции пре-CBS?

Новая продукция

 

В британских магазинах сейчас или в ближайшее время появится множество новых инструментов и идей от Дэна Смита и команды Fender. Некоторые из них повторяют устоявшиеся дизайнерские решения Fender, некоторые (например, авантюрная Katana) - совершенно новые. Мы уже видели, что в планах на будущее - новые американские модели класса люкс, но линейка новейших Fender японского производства выглядит следующим образом:

Основные старые любимые модели Fender остались неизменными: Squier Standard Stratocaster с традиционными для Стратов тремоло. Они доступны как с кленовой рабочей поверхностью грифа, так и с палисандровой. Кроме того, есть и японские Fender (в отличие от Squier) Standard Strat, теперь оборудованные новым тремоло System I.

Более подходящими стилю хэви-метал являются Contemporary Strat. Они соответствуют текущему спросу на гитары типа Страт с хамбакерами. Версии Squier оборудованы синглами или парой хамбакеров и традиционными тремоло типа Страт. Продвигаясь вверх по модельному ряду, Fender Contemporary Strat предлагают различные форматы звукоснимателей, включая один хамбакер, пару хамбакеров, хамбакер и пару синглов, а также различные типы тремоло System I, System II или System III.

В линейке Telecaster предлагается три варианта: Squier (традиционные модели с двумя синглами) с палисандровой или кленовой рабочей поверхностью грифа, а также модель Fender Contemporary с тремоло System I и парой хамбакеров. Katana также выпускается в версиях Squier и Fender - версия Fender оборудована тремоло System I и двумя хамбакерами, а Squier предлагает только один хамбакер и "винтажную" систему тремоло. Наконец, в басовом сегменте теперь есть бас-гитары Katana со звукоснимателями типа Precision, а также инструменты Squire Precision, Squier Jazz Bass и Contemporary Series Jazz Bass, который имеет один звукосниматель Precision и один JB.

Важно отметить, что многие из вышеупомянутых моделей также оборудованы эксклюзивной системой регулировки тембра Fender TBX - пассивной схемой, которая действует скорее как активный регулятор тембра, обеспечивая "прямой" сигнал в центральном клик-стоп положении, срез верхов при повороте влево, а также увеличение выходного сигнала и резонансного пика для дополнительной атаки и более горячего звучания при повороте к вправо. Ещё более новой является модель Performer, эксклюзивно представленная на этом фото. Эта модель настолько новая, что еще не поступила в магазины Великобритании, хотя вы можете ожидать её появления в ближайшее время. Как только мы получим образец и опробуем его в деле, мы расскажем вам больше.

Тремоло System III

Моим первым знакомством с новыми "грядущими новинками" от Fender стало тремоло System III, одолженное мне на короткое время сотрудником Fender по связям с артистами Джоном Хиллом и установленное (в качестве прототипа) на Standard Strat японского производства с тремя синглами.

В своём роде, System III - это ответ Fender на поколение Kahler/Floyd Rose передовых тремоло-систем, и это лучшее предложение тремоло от Fender. Некоторые гитары новой линейки оснащены базовыми моделями Vintage (т.е. стратовского типа), другие - System I, третьи - System II, а System III предназначена для топового сегмента линейки.

Чтобы попытаться провести вас через этот кажущийся запутанным лабиринт. System I [также известно как Blade Shooter - прим. переводчика] - это продвинутая тремоло-система, состоящая из плавающего бриджа с ножевыми опорами, микроподстройкой, роликовыми сёдлами, регулируемыми по высоте стойками, а также защёлкивающимся вставным рычагом с регулировкой подвижности и топлока с болтами под шестигранный ключ.

Между тем в System II [также известном как Freeflyte - прим. переводчика], используется оригинальная конструкция Дэна Смита, похожая на каподастр, которая позволяет обойтись без неуклюжих и легко теряющихся шестигранных болтов [спустя 20 лет подобная конструкция топ-лока появилась на гитарах Yamaha RGX520DZ, RGX620DZ и именной модели Уэса Борланда из Limp Bizkit СМ820WB- прим. переводчика]. Как и в System III, топлок System II также регулируется по высоте.

Чего ему не хватает, так это системы микроподстройки на бридже. Оно также лишено роликовых сёдел (хотя каждое седло индивидуально регулируется по высоте), но у него есть регулируемое защелкивающееся крепление рычага тремоло. Самое главное, у него есть впечатляющий боковой механизм, которой при желании блокирует тремоло.

Я опробовал топовую модель, System III - и это очень хорошее устройство! Я часто жаловался на топлоки с шестигранными винтами, считая, что хотя они могут фиксировать струны почти идеально, держа строй даже при самом неистовом использовании тремоло, они делают замену струн долгим и излишне неудобным занятием. Однако System III (и System II, если уж на то пошло) улучшает ситуацию за счет использования оригинального кулачкового механизма, который зажимает и разжимает струны в пазах топлока, просто одним движением.

Как и многие передовые идеи, тремоло System III от Fender нелегко понять с первого раза. Тем не менее, очень важно, чтобы пользователи знали, как его настроить и использовать, и прилагаемое руководство по эксплуатации должно быть прочитано и усвоено, если не ожидаются странные результаты. К сожалению, объяснить работу System III не так-то просто, и довольно длинное руководство Fender может вызвать лёгкое недоумение у гитаристов, менее дружных с механикой. Учитывая это, я постараюсь подробно описать принцип работы конструкции.

Одним из главных преимуществ System III является то, что для его настройки и использования не требуется никаких дополнительных инструментов, кроме двух шестигранных ключей, которые гениально интегрированы в сам рычаг тремоло! Головка одного шестигранного ключа (на 2,5 мм) расположена на конце рычага, который вставляется в бридж. Этот ключ работает с болтами, которые позволяют отрегулировать баланс струн на бридже, и ослабляет отдельные сёдла для настройки мензуры. Другая головка (размером 1,5 мм) открывается при откручивании колпачка на другом конце рычага тремоло, и этот ключ регулирует высоту верхнего порожка с помощью двух винтов, утопленных в самом порожке: один между струнами E и A, другой между B и верхней E, в дополнение к регулировке высоты сёдел отдельных струн. Очевидно, что это прекрасная идея, поскольку она означает, что вам не придется носить с собой кучу шестигранных ключей. При условии, что вы не оставите рычаг тремоло дома, у вас под рукой будет всё, что вам когда-либо понадобится на сцене.
 

Углубляясь в сложные тайны System III, выясняется, что оно работает и как фиксированный бридж (то есть как обычный не тремоло) струнодержатель, и как устройство плавающего типа. Чтобы правильно вставить рычаг в тремоло, нужно совместить его с риской, глубоко прочерченной в хромированном округлом гнезде в бридже, и надавить на него, чтобы зафиксировать. После того, как рычаг вставлен правильно, вы поворачиваете его вниз (в сторону регуляторов), чтобы полностью заблокировать тремоло. Если вы склонны возиться с внутренностями системы, также предлагается полный диапазон регулировки, чтобы вы могли определить, где бридж фиксируется относительно движения рычага вниз. Для меня главная привлекательность возможности полной блокировки тремоло в том, что это позволяет исполнителю точно контролировать, когда тремоло используется. Одно из моих самых сильных личных возражений против большинства плавающих тремоло заключается в том, что они слишком чувствительны и, когда вы не собираетесь их использовать, контакт между правой рукой и бриджем может вызвать резкое и нежелательное изменение высоты тона. Когда System III заблокирован и правильно настроен, не имеет значения, что вы делаете; высота тона остается постоянной, и вы можете играть в "режиме" без тремоло так же, как если бы у вас был установлен фиксированный бридж.

 

Ещё одним преимуществом является то, что вы можете настроить гитару без "плавающего" бриджа, который делает невозможной какую-либо стабильность. После настройки гитары, струн, мензуры и т.д. в режиме блокировки, достаточно повернуть рычаг тремоло обратно в сторону струн, и System III "включается". Это не совсем идеально, так как при этом бридж может приподниматься или опускаться по отношению к корпусу, но Дэн снова нашел решение. Если при разблокировке бридж либо поднимается, либо опускается, просто воспользуйтесь "балансировочным стержнем", доступ к которому находится сразу под антабкой для ремня в нижней части корпуса. Вставьте в него 2,5-миллиметровый ключ рычага тремоло и поверните его по часовой стрелке, чтобы поднять бридж от корпуса, или против часовой стрелки, чтобы опустить его. В каком направлении его регулировать, можно узнать, сверив настройку третьей и четвёртой струн с тюнером.

С точки зрения механики, у System III есть еще несколько плюсов, включая ручную микроподстройку (как я обнаружил, чрезвычайно плавную и очень точную в использовании) и полностью регулируемые сёдла.

 

Переходя от гитары к новой системе фиксации топлока, не стоит забывать, что это одно из тех редких созданий, действительно регулируемый по высоте верхний порожек, который должен обеспечивать высочайшую точность при регулировке высоты струн. Однако, возможно, более значимой является сама система кулачкового замка, которая позволяет отказаться от обычных шестигранных болтов, встречающихся на других топлоках. При повороте рычажка вверх или вниз струны фиксируются или разблокируются в тисках между прорезями топлока. Чтобы приспособиться к различным калибрам струн, сначала необходимо настроить винт с накаткой головки, расположенный на левой стороне топлока. Вначале рекомендуется ослабить винт до тех пор, пока правый поворотный рычаг зажима не закроется без усилий. Затем затяните винт до упора, после чего откройте кулачковый механизм и затяните винт ещё на 3/4 оборота по часовой стрелке. После повторной фиксации попробуйте ослабить настройку струны B на полтона. Если она поддаётся расстройке, затяните винт с накаткой на головке ещё на 1/4 оборота и проверьте снова.

 

В инструкции приводится и альтернативный метод, подходящий для тех, кто уже давно использует System III - но, к сожалению, ни один из этих методов не является настолько простым, насколько можно было бы ожидать от действительно простой альтернативы обычным винтам под шестигранный ключ, фиксирующим зажимы. Замена струн гитары с топлоком System III происходит по прежнему довольно медленно, но всяко быстрее и менее хлопотно, чем с болтами род шестигранный ключ, и любое улучшение в этой области можно только приветствовать.

 

Наконец, мы переходим к особым условиям System III в отношении установки. Для этого необходимо сделать двойной изгиб на шаровом конце струны, причем верхняя точка ^-образной загогулины должна находиться примерно в 8мм от шарового конца, а второй изгиб - примерно в 8мм от неё. "Хотя установка струн поначалу может показаться немного сложным, - говорится в прилагаемой инструкции, - через некоторое время вы поймёте, что это становится довольно легко". Да, я не могу не согласиться с этим утверждением, но, честно говоря, в среднем это всё равно создает еще одну задержку при замене струн.

В деле

 

Если на мгновение забыть о первоначальной сложности процедуры настройки, Fender System III действительно исключительно хорош в использовании. После правильной настройке (а она должна включать достижение баланса натяжения струн и пружин, как и во всех плавающих тремоло-системах с топлоком) вы можете терзать его с безумной яростью и не обнаружить никакого значительного дрейфа, кроме того, который вызвано растяжением материала струн в процессе эксплуатации. С этим, конечно, можно справиться с помощью установленной на бридже микроподстройки. По широте диапазона эффектов System III не уступает ни одному из современных супер-тремоло, добавляя при этом скорость и возможность полной регулировки. Однако для меня главной особенностью тремоло от Fender было то, как быстрое перемещение рычага позволяло мне побаловать себя тяжёлым палм-мьютингом правой руки, будучи полностью уверенным в том, что мне не придётся суетиться, боясь лишним усилием нарушить балансировку бриджа. Один из самых лучших тестов эффективности любого из этих тремоло нового поколения заключается в том, чтобы хорошо и сильно подтянуть пальцами струну и посмотреть, двигается ли бридж, и - что самое важное - возвращается ли он в изначальный строй. System III прекрасно проходит этот тест, что делает его идеально совместимым с традиционной рок-техникой.

 

Чтобы по-настоящему прочувствовать любое тремоло, нужно поиграть с ним некоторое время (по крайней мере, я должен!), и, к сожалению, мой прототип был отнят в процессе передачи от топ-пользователя Fender к покупателю, поэтому у меня было лишь ограниченное время общения с ним. Тем не менее, по крайней мере, на мой вкус, оно было очень приятным на ощупь. Не настолько лёгким, чтобы быть капризным, но и не настолько тяжелым, чтобы быть неуклюжим. Даже и в мыслях не было, что это - "шок, ужас, ересь! я не предпочел его действие оригинальному стратовскому".

 

Тем не менее, System III, несомненно, сложная система. Когда я впервые увидел её, я был поражен кажущейся простотой рычажного фиксатора струн в топлоке, но я не ожидал, что с этим устройством нужно быть настолько осторожным - особенно с регулировкой винта с накатанной головкой. Возможно, это быстрее и удобнее в использовании, чем привычная система болтов с внутренним шестигранником, но это все равно не так быстро, как мне хотелось бы, чтобы обеспечить быструю смену струн в середине концерта. Более того, предварительное подгибание струн перед установкой приводит к дополнительным задержкам, и хотя это может быть вполне приемлемо для профессионального музыканта, у которого запасные струны лежат у сцены (не говоря уже о внимании гитарного техника или двух), я беспокоюсь за более типичного музыканта, у которого всего одна гитара и которому нужно иметь возможность быстро заменить порванные струны. В этом отношении я действительно не уверен, что System III достаточно быстр.

Заключение

 

У меня не было никаких сомнений в том, что Fender System III, как продвинутое тремоло, обеспечивающее стабильность строя, несмотря на интенсивное использование, работает великолепно. Однако, поначалу его трудно понять, и требуется значительное терпение, чтобы получить от него максимальную отдачу. После того, как вы освоите диапазон его глубины, System III предлагает чертовски много преимуществ и, вероятно, является вместе с тем более плавно регулируемым и быстрым в использовании, чем любой другой механизм тремоло последнего поколения. Однако с точки зрения смены струн он лишь немного быстрее, чем, скажем, Floyd Rose или Kahler, и некоторые гитаристы, как и я, могут посчитать, что недостаточная скорость замены струн является основным недостатком. Новая система System III от Fender умна - но не слишком ли она умна?

 

Говоря сугубо лично, мне кажется, что для того, чтобы сделать то, что оригинальное тремоло Fender делает вполне удовлетворительно, нужно много возиться с настройками. Может быть, несмотря на все достижения, предлагаемые System III, более простая System II от Fender может быть проще для мозга, а также для кошелька? Только время и мнение покупателей Fender станут решающими факторами.