Продолжение семейных
традиций
Являясь относительно молодым игроком в струнном бизнесе, DR представляет четыре поколения гитарной индустрии по обе стороны Атлантики.
Music Trades, февраль 2013
перевод с английского
От переводчика: 11 мая 2022 года, в возрасте 83 лет, умер Марк Дронж, основатель DR Strings. Дронж был президентом DR Strings и ветераном индустрии музыкальных инструментов.
Марк работал вместе со своим отцом, который в 1948 продал свой музыкальный магазин году и на вырученные от продажи деньги в 1952 году организовал компанию Guild, прославившуюся, прежде всего своими акустическими гитарами. Марк Дронж начал работать на гитарной фабрике Guild в возрасте 14 лет и проявил интерес к музыкальному бизнесу. Более 30 лет назад Дронж основал DR Strings, используя знания, полученные во время работы на фабрике Guild.
Компания DR Strings, из Эмерсона, штат Нью-Джерси, основанная в 1989 году, является относительно молодой на рынке струн, однако может похвастаться выдающейся родословной, которая является кульминацией опыта четырёх поколений гитарной индустрии. Основатель компании Марк Дронж вырос в индустрии музыкальных инструментов, работая в компании Guild Guitar Company, которую его отец Эл основал в 1952 году. Жена Марка, Гун Элизабет Левин, имеет не менее богатую родословную: её семья основала шведскую компанию Levin, которая когда-то была одним из крупнейших европейских производителей гитар. Сегодня их дочери, Анника и Камилла, продолжают эту семейную традицию, работая в DR. Почитание традиций отражается в неординарном подходе DR к производству струн. Хотя за последние два десятилетия производство струн во всём мире развивалось за счет использования автоматизированных процессов намотки для улучшения стабильности и производительности, DR придерживается "старой школы", полагаясь на те же методы производства, которые использовались 50 лет назад. На заводе DR нет ни одного станка с компьютерным управлением. Вместо этого на намоточных станках работают квалифицированные намотчики, которые вручную контролируют намотку каждого витка каждой струны. Это более медленный и дорогой способ изготовления струн, что отражается в 20% надбавке к цене струн DR. Однако Марк утверждает, что такой "ручной" подход позволяет получить продукт с ярко выраженным музыкальным характером.
Марк Дронж в окружении своих дочерей, Анники и Камиллы
Учитывая крайне субъективный характер "звука", он с готовностью признает, что любое заявление о сравнительных достоинствах различных струн является скорее "мнением", чем "фактом". Но, тем не менее, он приводит доводы в пользу достоинств уникального производственного процесса DR. Стинг, Маркус Миллер, Бутси Коллинз, Стэнли Кларк, Дерек Тракс и многие другие известные исполнители, судя по их отзывам, очевидно, согласны с его логикой. "Сталь, вопреки мнению многих, не является на 100% однородной", - объясняет Марк. "Она немного похожа на дерево тем, что имеет текстуру и может отличаться по прочности на разрыв от одного мотка к другому. Машины с компьютерным управлением не учитывают эти различия, но я уверен, что наши намотчики это учитывают". Он также утверждает, что ручной процесс может привести к несколько большей плотности намотки. Это сочетание человеческого прикосновения и, возможно, более тугой намотки - вот что определяет линейку струн DR. Марк заявляет: "Если бы наши струны действительно не отличались от других, нам не было бы смысла существовать". Первые продукты DR, басовые струны Hi-Beam и электрогитарные Tite-Fit, заново представили на рынке этот процесс ручной намотки. Хотя розничные магазины восприняли это скептически, быстрое одобрение Маркуса Миллера и Джеффа Хили обеспечило доверие, что позволило быстро завоевать место на витринах и признание покупателей. С тех пор DR неуклонно расширяет ассортимент своей продукции, предлагая широкий спектр моделей струн для акустических и электрогитар. "Возможно, сейчас у нас слишком широкий модельный ряд", - говорит Марк. "Но мы - нишевая компания, работающая на нишевых рынках, и мы нашли возможность производить струны, которые либо никто больше не производит, либо делает так, как делаем мы". Серия струн DR Pure Blues является типичным примером нишевого маркетингового подхода компании. Благодаря использованию чисто никелевой проволоки на круглом корде (подавляющее большинство современных гитарных струн используют шестигранный корд) Pure Blues являются практически репликой струн, продававшихся в 50-е годы. "Гитаристы любят винтажные гитары", - говорит Марк. "Поэтому мы решили создать винтажные струны". Хотя эти струны не являются лидерами продаж, у них есть чрезвычайно фанатичные пользователи, включая Дерека Тракса из группы Allman Brothers Band, Джонни Уинтера и Грейс Поттер.
Строго по старинке, в DR операторы вручную натягивают проволоку для намотки струн вместо использования станка с компьютерным управлением. "Это то, что отличает нас от других, и именно поэтому мы существуем", - говорит основатель DR Strings Марк Дронж.
Фабрика DR может полагаться на традиционные методы, но это не мешает компании экспериментировать с передовыми разработками. Четыре года назад она представила цветные струны, доступные в различных ярких "люминесцентных" расцветках. Сегодня эти визуально привлекательные струны приносят значительный процент от общего дохода. "Они отлично смотрятся на сцене", - говорит Марк. Серия струн DDT (Drop Down Tuning) использует запатентованную технологию, которая позволяет им сохранять строй даже в самых низких дропах. Совсем недавно Том Клакоски, возглавляющий производство и НИОКР, разработал патентованные струны K3 с покрытием Dragon Skin для акустических, электро- и бас-гитар. (Индекс K3 символизирует троих детей Клакоски). Покрытие Dragon Skin обеспечивает высокий резонанс струн, которые, по словам Марка, "звучат даже громче, чем некоторые струны без покрытия". Ручное наматывание проволоки на быстро вращающийся корд - это мастерство, на освоение которого может уйти до полугода. Команда намотчиков DR делает это с виду легко, но новичкам трудно натягивать проволоку равномерно или избегать ее обрыва. В результате к 35 опытным намотчикам, работающим на предприятии, относятся как к членам семьи, и текучесть кадров практически отсутствует. Этот семейный подход распространяется и на административный отдел, где работают ветераны, многие из которых служат компании с момента ее основания. Роза Даза пришла в DR в 1990 году в качестве административного помощника и теперь занимается экспортными продажами; Клакоски, гитарист и физик по специальности, провёл последние 18 лет, применяя свое необычное сочетание навыков для управления производством и разработкой продукции. Дочь Марка Камилла помогает ему в общем управлении, а младшая дочь Анника занимается международными продажами. С момента своего основания в 1989 году компания DR Strings стремилась производить струны, которые вызывали бы ощущение и звучание более ранней эпохи. Аналогично, Марк и его команда попытались создать гибкую организацию, которая напоминает о том времени, когда музыкальная индустрия была меньше и более личной. Во многих отношениях корпоративная культура DR является зеркальным отражением личностей его предков-гитаростроителей по обе стороны Атлантики.
Команда DR Sales: Энтони Корона, Ким Клакоски, Роза Даза, Тони Пинэйро и Стив Белло.
Сага о кланах Дронж и Левин в музыкальной индустрии - это история энергии и таланта, не говоря уже о необычайной стойкости. Герман Карлссон, патриарх семьи гитаростроителей Levin, пришёл к созданию инструментов окольным путем. Родившись на ферме в сельской Швеции, он занялся резьбой по дереву, чтобы скоротать свободное время, когда он не работал за плугом на картофельных полях. Его мастерство привлекло внимание местного учителя, который, несмотря на глухоту Карлссона, убедил его родителей записать его в столярную школу в близлежащем Гётеборге. В 1886 году, освоив изготовление мебели и сундуков, он последовал за миллионами других европейцев, в поисках лучшей жизни, в Америку. Молодой Герман Карлссон был одним из тысяч шведских Карлсонов, работавших в Нью-Йорке; чтобы отличиться, он сменил фамилию на Левин. Поначалу он зарабатывал на жизнь вырезанием ручек для чемоданов и других небольших деревянных деталей. Но когда коммивояжёр по имени Бен Ари сказал: "Если вы сможете делать гитары, я смогу их продавать", он принял вызов. Его первые шесть инструментов были проданы мгновенно, и через несколько лет он открыл небольшую фабрику в Верхнем Вест-Сайде Нью-Йорка (в двух кварталах к югу от жилого комплекса Dakota, где когда-то жил Джон Леннон). В 1900 году он вернулся в Швецию, перенеся свою фабрику по производству гитар в Гётеборг. Под руководством сына Германа, Хартвига, компания Levin Guitar Company расширялась, внедряя современные методы производства. Она также завоевала множество медалей и наград по всей Европе .
Джанго Рейнхардт с гитарой Levin Deluxe 1938 и композитор Дэвид Роуз
К концу пятидесятых компания Levin переживала гитарный бум и добилась рекордных продаж. Её гитары даже стали лидерами продаж в США, продаваясь под маркой Goya. Джули Эндрюс играла на гитаре Goya в фильме 1965 года "Звуки музыки". К сожалению, успех Levin вскоре был сведён на нет. Сочетание спада на рынке гитар, растущих затрат на оплату труда и контрактных разногласий с американским дистрибьютором привело компанию в 1967 году к банкротству. После нескольких смен владельцев, в 1976 году предприятие было приобретено компанией C.F. Martin. Martin планировали производить свои гитары на заводе Levin для европейского рынка, но этот план так и не был реализован [на самом деле, в 1978 году было выпущено около двухсот шведских Martin LD-18, и все они являются предметами охоты коллекционеров - прим. переводчика], и в 1981 году фабрика в Гётеборге была закрыта навсегда.
Вскоре после того, как семья Левин покинула США, чтобы вернуться в Швецию, пятилетний Альфред Дронж и его семья пройдя через Эллис-Айленд [остров в устье реки Гудзон в бухте Нью-Йорка, с конца XIX до середины XX века самый крупный пункт приёма иммигрантов в США - прим переводчика] поселились в Нижнем Манхэттене. Они бежали от черносотенских погромов в Польше, Российская Империя, ненадолго поселились в Париже, а затем попытались начать новую жизнь в Америке. Юный Дронж был талантливым гитаристом и к подростковому возрасту выступал на профессиональном уровне. Музыкальные способности в сочетании с харизматичностью привели его в торговлю музыкальными инструментами, где он преуспел в качестве продавца. В конце тридцатых он открыл свой собственный магазин, Sagman & Dronge. Вскоре после окончания Второй Мировой Войны он начал импортировать аккордеоны из Италии. Благодаря коммерческой жилке, которая определила его карьеру, он сколотил небольшое состояние, когда аккордеонный бизнес процветал. На протяжении большей части начала XX века Epiphone был одним из главных конкурентов Gibson. Но к 1952 году некогда энергичная компания оказалась на грани банкротства и переживала напряжённую девятимесячную забастовку. В том году Эл Дронж переманил шесть лучших мастеров Epiphone и, используя прибыль от своего аккордеонного бизнеса, основал в нижнем Манхэттене Guild Guitar Company. Усилием воли он заручился поддержкой таких известных исполнителей, как Джонни Смит, объездил всю страну с предложениями и наладил производство. В процессе Guild стал одним из ведущих брэндов отрасли. Чувствуя всеобщий подъём интереса к гитаре, в 1960 году он пошел на большой финансовый риск и перенёс производство на более крупную фабрику в Хобокене, штат Нью-Джерси. Он снова выбрал идеальное время, и Guild оказалась в выгодном положении, чтобы удовлетворить взрывной спрос, который возник с приходом Beatles и рок-н-ролла.
Марк Дронж начал свою карьеру в музыкальной индустрии в возрасте пяти лет, когда отец предложил ему побарабанить на ударных установках в шоуруме магазина Sagman & Dronge. К 60-м годам он руководил маркетингом Guild, где заручился поддержкой Grateful Dead, Jefferson Airplane, Пола Саймона, The Lovin' Spoonful и множества других лучших артистов. Случайно на выставке NAMM в 1967 году он встретил Ган Элизабет Левин, и в 1969 году они поженились. Таким образом, две семьи, производящие гитары, объединились. Быстрый рост рынка гитар привлёк интерес многих крупных конгломератов. В 1965 году CBS приобрели Fender, в 1967 Baldwin Piano & Organ приобрели Gretsch, а годом позже Gulf & Western купили Unicord, дистрибьютора Marshall. В 1968 году, на пике расцвета рынка музыкальных инструменты, Эл Дронж продал Guild компании Avnet, ещё одному агрессивному конгломерату. Он оставался на своем посту до самой смерти в авиакатастрофе в 1972 году, но Марк ушёл, чтобы продолжить карьеру в области телевизионной рекламы. "Мне нужны были перемены, и я хотел научиться снимать фильмы", - говорил он.
Несмотря на то, что он успешно снимал рекламу для крупных потребительских брендов, таких как Coors Beer, Марк никогда не терял интереса к музыкальной индустрии и в 1983 году вернулся, когда компания Avnet попросила его оживить ослабевающую компанию Guild. Он провел три года у руля компании и резко увеличил продажи благодаря шквалу новинок, включая очень успешную модель баса Pilot, названную в честь своего отца, владельца двухмоторного самолета Beech Baron. Однако, когда Avnet выставили Guild на продажу, он не смог обеспечить достаточное финансирование, и компания была продана группе инвесторов из Нэшвилла. (В 1996 году Guild были приобретены их нынешним владельцем, корпорацией Fender) [в 2014 году Fender продал Guild компании Cordoba из Санта-Моники, штат Калифорния - прим. переводчика]. Вместо того чтобы переживать разочарование от неудачной сделки, он направил свою энергию на запуск производства струн DR.
Ричи Самбора с Kramer Jersey Star и Алек Джон Сач c Guild Pilot. Группа Bon Jovi, 1989г.
В минуты размышлений Марк приписывает большую часть своего успеха в DR урокам, полученным от своего отца. "Он научил меня продавать, оценивать возможности и смотреть на вещи с точки зрения музыканта", - объясняет он. Помимо деловой хватки, Эл Дронж был неумолим в своем стремлении к качеству. Он говорил: "Всегда будет спрос на Cadillac, Chevy гораздо слабее. Этот стандарт качества - то, к чему мы стремимся в DR". Сегодня Камилла, которая замужем за Энтони Короной, лучшим менеджером по продажам DR, работает над различными специальными проектами. Анника окончила Йельскую медицинскую школу, а затем устроилась на работу, занимаясь вопросами безопасности пациентов, в компанию Astra Zeneca, мирового производителя фармацевтических препаратов. Несмотря на перспективную карьеру в здравоохранении, она не смогла устоять перед тягой к семейным традициям и полгода назад начала работать в DR полную ставку. "Это такая возможность, от которой я не могла отказаться", - говорит она. Семья Дронж очень дружная, и Марк получает очевидное удовольствие от ежедневной работы со своими двумя дочерьми и от того, что они обеспечивают непрерывность бизнеса. Сидя в конференц-зале, уставленном ассортиментом винтажных гитар Levin и Guild, он улыбается и говорит о своих предках: "Думаю, им бы понравилось то, что мы здесь делаем".