GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Chad Zaemisch

 

 

Техник Хэтфилда вспоминает "самый опасный" концерт Metallica, рассказывает о работе над выступлением группы в Антарктиде

 

 

Давний техник Чад Зеймиш рассказывает нам о том, каково это - гастролировать с величайшей метал-группой.

 

 

 

 

Джастин Бекнер

Ultimate Guitar, февраль 2021

перевод с английского

 

 

 

 

 

Чад Зеймиш работает гитарным техником Джеймса Хэтфилда уже более 16 лет. Масштабы концерта Metallica могут ошеломить, когда вы видите его впервые. Поскольку площадь некоторых сцен достигает целого акра [4000 квадратных метров - прим. переводчика], работа на таком концерте может стать серьёзным испытанием. Находясь перед сотнями тысяч зрителей, управляя аппаратурой Джеймса Хэтфилда, одной из самых почитаемых рок-звёзд нашего поколения, можно представить, что это концерт, сопряжённый с высоким давлением. Но для Чада Зеймиша это всего лишь очередной рабочий день, доказывающий, почему он является одним из лучших профессионалов отрасли.

Как и почему вы пришли в музыкальный бизнес?

 

Я всегда был влюблён в музыку. Когда я рос, я играл на ударных. После окончания университета я попал на курсы инженеров звукозаписи в Миннеаполисе. Именно там я познакомился с живым звуком. Там я и начал свою карьеру. Я отвечал мониторную систему группы The Breeders, а следующим летом они пригласили меня на Lollapalooza в качестве гитарного техника.

 

С какими группами вы работали?

 

На протяжении многих лет я работал со многими альтернативными группами. Hole были второй группой, с которой я работал с гитарами. Это было довольно сложно. Я работал с такими группами, как Veruca Salt, Live, Indigo Girls, Beck, с Garbage, Trans-Siberian Orchestra, а также участвовал во многих концертах, включая Def Leppard и Тори Эймос.

 

Джеймс Хэтфилд фактически прилетел к вам и провёл с вами полноценное собеседование. Что это означало?

 

Да, возможно, это было мое первое собеседование! Джеймс хотел больше контролировать людей, которые его окружали, поэтому в тот день он проводил собеседование с несколькими техниками. Чаще всего работу можно было получить через других техников в туре или по рекомендации. Джеймс не хотел просто иметь дело с тем, кто придёт на вакансию, что на самом деле имеет большой смысл. Мы просто сели и поговорили об опыте, философии моей рабочей этики и так далее. Я работал на других артистов под их менеджментом и с техником Кирка Джастином Крю, так что я не был совершенно незнакомым человеком. Они отвезли меня обратно в отель, где я собирался оставаться до вылета в тот же день, когда мне позвонили. Это было в 2003 году.

В отличие от многих техников, вы работаете исключительно на Metallica. Помогаете ли вы и в студии?

 

Иногда я помогаю в студии. Я помогаю другим группам то тут, то там, когда позволяет время, но они держат нас довольно занятыми. В свободное от работы время я уделяю время своей семье. Я не чувствую необходимости работать каждый день в году. Гитарный техник - это круто, но некоторое время я был главным подменышем пелёнок.

 

Вы держите концертные аппараты (в бункерах, я полагаю) по всему миру? Или AxeFx позволил вам путешествовать со всем оборудованием?

 

У нас есть два одинаковых комплекта бэклайна и третья система поменьше, которую мы держим в Штатах. Нам очень помогает то, что нам больше не нужно перевозить огромное количество оборудования группы, не говоря уже о том, что теперь мы можем получить абсолютно одинаковый звук на всех системах, что делает это практичным и финансово обоснованным решением. В прошлом у нас было две системы в Европе, и мы перескакивали с одной на другую, перевозя из одной страны в другую только инструменты. Сейчас мы уже не так часто ездим в туры, поэтому, как правило, одна система путешествует по морю (что гораздо дешевле) на следующий континент, в то время как другая используется на этом. Третья система выручает, когда нам нужно провести благотворительный концерт или телевизионное/радио/наградное шоу в США между зарубежными гастролями.

 

Эта Electra Flying V (или "Flying Wedge", я думаю, так они назывались изначально) - она всё ещё жива и находится в рабочем состоянии?

 

Эта гитара пережила немало испытаний и ударов за все эти годы (как и многие из нас), но она жива и здорова, несмотря на свою неспособность держать строй. Джеймс играл на ней на последнем альбоме, и я знаю, что она будет звучать и на следующем. Она остаётся в студии, где ей и место.

С каким самым сложным оборудованием вам приходилось работать?

 

Когда-то во время работы с Garbage у меня был MIDI Matrix [Mesa/Boogie], который до сих пор повышает мое артериальное давление, когда я думаю о нём, но в наши дни заклятым врагом является то, что мы не можем контролировать своими руками. Я говорю о беспроводных проблемах, с которыми сегодня сталкивается большинство техников. С течением времени радиочастотный ландшафт становится все более переполненным и менее дружелюбным. Это то, что может испортить выступление, несмотря на все ваши усилия. За последние несколько лет мне пришлось немало просветиться в области радиочастотных технологий, просто чтобы иметь шанс на борьбу. Это действительно может быть чёрной магией, но есть специальные средства и лучшие практические методы.

 

Сцены для выступления Metallica такие огромные, создаёт ли это какие-то особые проблемы?

 

Это хороший ответ на предыдущий вопрос. Наша последняя сцена на открытом воздухе была шириной более 50 метров и довольно глубокой - "Яма со змеями". Пришлось экспериментировать с различными беспроводными антеннами и их размещением, чтобы покрыть такую большую площадь сцены. У нас были очень большие видеостены, за которыми мы стояли, что создавало много помех для радиосистем, не говоря уже о том, что мы часто не могли видеть, где находятся участники группы между песнями для смены гитары, пока они не выскакивали перед нами. Отсутствие крыши, защищающей от дождя и непогоды, также не способствовало работе.

 

Прокладка проводов на такой большой сцене - это само по себе подвиг. Эта проблема заставила меня создать свою собственную беспроводную MIDI-систему. Она работает намного лучше, чем все, что я мог бы купить, поэтому я предоставляю её другим техникам/группам. Это было увлекательное начинание, которое расширилось до беспроводных педалей экспрессии и беспроводного контроллера для рэкового вау Dunlop DCR, который я собираюсь выпустить.

 

Я представляю, что у Джеймса есть множество гитар на выбор. Есть ли какие-то интересные вещи, которые еще не были представлены на гастролях?

 

У нас большинство хороших гастрольных инструментов разделено между системами. Когда я говорю "хороший", я имею в виду, что он хорошо звучит и хорошо держит строй. Некоторые из более крутых винтажных инструментов остаются дома. Но у нас есть очень редкий Explorer, который Джеймс любит брать с собой. Кирк всюду возит с собой "Greeny". Джеймс иногда появляется с чем-то, что он откопал в магазине винтажных вещей. Мне придётся установить на его EMG, чтобы посмотреть, впишется ли гитара в нашу программу с точки зрения звука, прежде чем её можно будет постоянно включать в состав.

Будучи в лагере Metallica, я могу предположить, что вы сталкиваетесь с экстремальным фанатством. Какие самые странные просьбы вы получали от фанатов?

 

Я помню одну забавную просьбу, которая не очень хорошо будет выглядеть в печати, поэтому я оставлю ее при себе. Эта группа так много значит для стольких людей. Об этом легко забыть, когда ты находишься рядом с музыкой на ежедневной основе. Некоторые люди преодолевают огромные расстояния, чтобы увидеть Metallica, и их музыка действительно помогла некоторым людям пережить самые трудные времена в их жизни. Возможно, они как раз проходят через этот тяжелый период, когда вы встречаетесь. Я стараюсь делать всё, что в моих силах, но невозможно дать каждому всё. Некоторые люди хотят получить частичку чего-то, хоть что-то, чтобы забрать с собой домой.

 

Я предполагаю, что вы участвовали в концерте в Антарктиде. Каково это было?

 

Антарктида была очень интересной поездкой. Я был и остаюсь не приспособленным к жизни в море, поэтому я провёл несколько дней, цепляясь за свою кровать на нашем корабле, когда мы пересекали очень бурные воды, чтобы добраться до континента. Там было много технических и логистических проблем, но у меня остались только приятные воспоминания об этой части планеты. Я считаю, что мне очень повезло, что я был частью этого. Не каждый день вы проплываете мимо китов на надувном плоту, чтобы добраться до работы. Мы работали на солнечных батареях, и нам не разрешалось шуметь, как мы привыкли, с помощью колонок. Мы сводили нарушение окружающей среды к абсолютному минимуму, включая шумовое загрязнение. Как выяснилось, пингвины не в восторге от метала.

 

Жизнь в дороге может быть коварной в некоторых странах. В каком самом ужасном концерте вы когда-либо принимали участие? Доходило ли когда-нибудь до того, что вы беспокоились о своей безопасности?

 

Помимо суровой погоды, самой опасной ситуацией было выступление под Нью-Дели, Индия, которое нам пришлось отменить. Наша служба безопасности в течение двух дней пыталась вместе с местным промоутером укрепить баррикаду. Они не смогли этого сделать, и это было ужасно. Эта баррикада могла покалечить какого-нибудь молодого пацана, и оно того не стоило. Когда мы узнали, что концерт не состоится, ребята уже были на стадионе. Мы очень незаметно сложили оборудование группы обратно в транспортные контейнеры, чтобы никто не видел, что происходит. Когда было сделано объявление, фанаты ворвались на сцену и за кулисы. Некоторых из нас запихнули в какой-то фургон и повезли обратно в отель.

 

Мы вернулись позже, чтобы оценить ущерб, причинённый декорациям, видео- и звуковому оборудованию. У нас до сих пор есть зип-пакет, наполненный сломанными ручками оборудования, висящий на стене студии группы. Я пару раз ездил на автобусах и такси в жуткие ебеня, но ни одна поездка не сравнится с тем днём.

Что стало самым гордым моментом в вашей карьере на данный момент?

 

Я бы сказал, что это больше относится к маленьким победам, которые складываются в единое целое. Бывают моменты глубокого удовлетворения после выступления, когда вся команда преодолевает очень сложные обстоятельства, чтобы шоу состоялось. Я думаю, что разделить удовольствие и волнение от большого шоу с моей семьёй или друзьями - это очень здорово.

 

Если бы вы не были гитарным техником, как вы думаете, чем бы вы занимались?

 

Я действительно не имею ни малейшего представления. У меня есть и другие интересы, но я могу только надеяться, что они будут связаны с творчеством, техникой и работой с другими единомышленниками.

 

Вы разработали беспроводную педаль вау. Не могли бы вы немного рассказать об этом?

 

Мне пришлось больше узнать о беспроводной связи, когда мне понадобилась лучшая беспроводная MIDI-система для больших сцен, на которых мы выступаем. Имеющиеся на рынке устройства не подходили для этого. Вы можете прочитать об этой педали здесь.