GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Bruce Kulick

 

 

Жара в тени

 

 

 

Имон О'Нил

EON Music, октябрь 2022

Перевод с английского

 

 

 

 

 

Брюс Кулик - хранитель пламени того периода истории KISStory, который в наши дни часто упускается из виду. Гитарист, исполнявший взрывные партии на некоторых из их величайших синглов, включая "Heaven's on Fire", "Crazy, Crazy Nights" и "God Gave Rock and Roll to You II", Брюс провёл с иконами рок-н-ролла более десяти лет. Брюс покинул группу в 1996 году, когда её первоначальный состав воссоединился и вернулся к своему загримированному имиджу "больше, чем жизнь", и ему есть что рассказать, что он и сделал, выпустив серию ретроспективных видеороликов на Youtube; последний из них посвящён 35-й годовщине Crazy Nights. Обсуждая его пребывание в KISS и серию видео, мы взяли у Брюса подробное интервью о годах без грима.
 

Привет, Брюс, поздравляю с недавней ретроспективой KISS "Crazy Nights" на YouTube; как она появилась?


После пандемии я очень глубоко погрузился в свою KISStory, и сначала, когда всё закрылось, я думал, что буду просто отдыхать, читать книги, расслабляться, а потом я понял, как здорово было бы пообщаться с фанатами. Я начал делать что-то под названием "Изолированные риффы", то есть я играл небольшую часть песни KISS. Реакция была колоссальной. Я мог сделать лишь дерьмовое видео в своей гостиной, и у меня даже не было света, чтобы снять себя как следует, а в следующий момент оно привлекло огромное внимание, и люди умоляли меня: "Сделай это! Сделай то!"

Так вот как всё начиналось?


В тот момент, особенно находясь дома целый год, вдали от моих обычных гастролей с Grand Funk [Railroad] или KISS Kruise или других мероприятий, таких как выставки и прочее, я начал учиться. У меня есть сосед, который занимается постановкой шоу и видео, и в следующий момент я узнал, как лучше снимать у себя дома и как лучше записывать, как использовать iMovie и как использовать Garage Band. Если вы посетите мой канал на YouTube, то сможете увидеть эволюцию моего обучения. Раньше я делал ""KISS Guitar of the Month"", и там я просто стоял в комнате, где, как я надеялся, было достаточно света, и всё! А потом, когда я освоил iMovie, научился снимать видео, научился делать всё, что может быть связано с представлением чего-либо, процесс съёмки стал лучше.

Так что всё это привело к тому, к чему мы пришли сейчас.


Видео, о котором вы говорите, я поднял на новый уровень, потому что я действительно восхищаюсь талантливой работой других людей, и был один парень, которого я знал в мире KISS - его зовут Эндрю Сгамбати - который работал над фильмом о туре "Hot in the Shade", и начал продвигать его так активно, что сразу же получил предупреждение от KISS, типа: "Нет, ты не будешь этого делать". Имеют ли они право так поступать? Может быть. Я не знаю, я не создавал его, я не выпускал его, но когда я увидел, как хорошо он справился с этим, я сказал: "Эндрю, нам нужно поработать над этим вместе".

Итак, у вас сложились рабочие отношения с Эндрю.


Моим последним проектом до сотрудничества с Эндрю был "Revenge" [30-летняя ретроспектива], но там в основном использовались кадры, а потом я немного подыгрывал им. Она прошла очень хорошо, но Эндрю, зная, что у нас есть видеосъемка "Crazy, Crazy Nights" [за кулисами], а также другие вещи, в Японии, в Будокане, всё это уже есть, и затем, чтобы иметь возможность закрутить историю всеми интересными способами, он смог найти отрывок из фильма 1984 года "Охоты на роботов" [под этим названием его крутят в российском прокате, в оригинале он называется Runaway - прим. переводчика], чтобы описать развлечения Джина [Симмонса]! Так что, другими словами, сотрудничество с ним, который был действительно силён в том, как представить видео в более видеодокументальном стиле, а затем со мной, который был рассказчиком и имел доступ к определённым вещам, я думаю, что мы смогли создать профессиональный [материал], почти эквивалентный тому, что сделали бы BBC, если бы они были ограничены двенадцатью минутами.

Я уверен, что вы могли бы сделать гораздо более длинный документальный фильм об альбоме.


Мы могли бы легко сделать час, включить каждую песню, каждую историю и так далее, но на это не было времени, да и не было необходимости. Так что я очень горжусь этим фильмом, и он очень хорошо продвигается на просмотрах. Конечно, KISS не хотят этим делиться, потому что они ведут повествование о годах грима, и это их прерогатива. Мы знаем фанатов, которые любят годы без грима [и я в их числе - прим. переводчика], и я получил много поддержки от фанатов и друзей.

Вы являетесь единственным знаменосцем тех лет, когда не было грима, особенно после печальной кончины барабанщика Эрика Карра в 1991 году.


Верно. Знаете, иногда я думаю, что это моя история, поэтому мне нравится ею делиться. Когда ты находишься в этом мгновении, ты не понимаешь, что через 25, 30, 35 и более лет в будущем люди будут жаждать этого, и это здорово! Поэтому я получаю истинное удовольствие и гордость от того, что могу поделиться тем, каково это было - быть в группе, создавать эту фантастическую музыку, снимать видео, гастролировать по миру; так много всего, чем можно поделиться в очень позитивном ключе. Да, Джин был в бешенстве из-за [продюсера Crazy Nights] Рона Невисона; это не такая уж плохая история, я не собираюсь никого ругать, обзывать, я просто наслаждаюсь музыкой, но, очевидно, когда есть что-то, что, как я знаю, влияет на группу - смерть Эрика Карра, о которой много говорилось на 30-летнем юбилее Revenge - я делюсь этим.

Вы всегда были довольно откровенны.


Это моя история, и я должен был чётко понимать, когда сотрудничал с Эндрю, что это не твоё видео, это моё видео. Это должна быть моя история, иначе любой фанат может снять документальный фильм о чём угодно. Что интересно, я вернулся к своим старым блогам, где я отмечал 25-летие "Crazy Nights"; я написал что-то о каждой песне, я рассказал о видео, я рассказал об одежде, и я смог использовать то, что было моей историей тогда.

Вы должны быть довольны тем, что получилось.


Энди проделал неплохую работу, учитывая, насколько сложным на самом деле является угол зрения KISS на эпоху грима. Они не говорили о моей эпохе, и вообще, когда дело касается творчества KISS или группы KISS, конечно, это самые большие успехи, а они сейчас все еще в гриме и воспевают грим KISS. Так что моя эпоха как бы осталась позади, хотя я это понимаю, но я знаю, что фанаты жаждут этого. Я знаю, что для многих фанатов это была их первая запись - Asylum [1985] или Crazy Nights [1987] - это был первый раз, когда они услышали группу, так что это даёт мне прекрасную возможность поделиться своей историей с людьми, которые действительно хотят её услышать. Я очень горжусь этим. Тогда я просто делал свою работу, но сейчас я чувствую, что это моя работа - рассказать людям, каково это было, и никто другой не мог этого сделать, кроме меня, может Марка Сент-Джона, пока он был жив, про тот короткий период, когда он был в группе. Винни [Винсент] был до нас, и хотя он всё ещё рядом и сделал несколько вещей совсем недавно, он - совсем другая часть.

Каково это - видеть полностью укомплектованных KISS, с Демоном и Звёздным Дитя, играющих такие песни, как "Crazy Nights"?


Да, они понимают, что не могут игнорировать такие хиты, как на альбоме Alive III [1993], который был записан во время тура Revenge; мы не включили песню "I Was Made For Loving You" в сет, но мы знали, что она должна быть там, потому что это такой мощный хит, поэтому мы исполнили её на саундчеке. Итак, KISS, очевидно, признают, что "Crazy Nights" является важной песней в определённых регионах мира. То же самое произошло с песней "Shandi" в Австралии.

Каково это - видеть, как кто-то другой играет твои соло?


Самое забавное в "Crazy Nights" - это видеть, как Томми [Тайер] собирается играть соло, как я использую рычаг тремоло и всё такое. Я гастролировал и делал это без рычага, но я могу исполнять это пальцами. Мы с Томми друзья, но у нас немного разные стили. Очевидно, что он очень, очень хорош в винтажных KISS и партиях Эйса, и делает это, а в мою эпоху он никогда не был одним из этих ребят [изображает соло с тэппингом]. От меня требовалось быть одним из этих диких парней с трюками рычагом. Так что даже в "Tears Are Falling" у него всегда всё по-другому. Но я понимаю, что иногда они исполняют песни моей эпохи, и это очень здорово.

В ту эпоху перед вами стояла задача создать действительно яркие соло для этих песен?


Да, это было очень ясно для меня, когда я присоединился к группе. Прежде всего, моя самая первая работа с KISS - гитарная работа на Animalize [1984]. Я сыграл на "Lonely is the Hunter" и немного на другой песне, потому что Марк Сент-Джон [гитарист-предшественник], возможно, заболел, или ему не нравилось то, что он играл, и вместо того, чтобы обратиться к моему брату [Бобу Кулику] или кому-то ещё, они попросили меня. Это было очень ясно; Пол сказал: "У тебя есть гитара с Floyd Rose [тремоло-стстема]?", и я только что собрал гитару с Floyd Rose - это было рано, это было в середине '84-го года!

 

Так или иначе, конечно, ещё до того, как я официально вошёл в группу, я знал, что когда они отправили Марка Сент-Джона домой и пригласили меня, им нужно было, чтобы я был одной ногой в винтажном мире KISS, а другой - в том, что касается рок-гитары и игры соляков. Так что я был готов к этому вызову, и я действительно чувствую, что смог привнести достаточно огонька, этого стиля, при этом сохранив любовь к гитаре Джимми Пейджа и Эрика Клэптона. Я думаю, что это был отличный баланс для KISS, и я думаю, что именно поэтому всё получилось так хорошо.

Соло "Crazy Crazy Nights" прекрасно построено и сформулировано; сколько времени у вас ушло на его создание?


Спасибо. Это было очень давно, но я скажу вам, я знаю, что работа с Роном была отличной. Он очень чётко понимал, что лид-гитара должна быть впереди и в центре, особенно когда я брал на себя соло, но я знал, что в такой песне, как "Crazy Crazy Nights", она должна быть очень мелодичной, и да, в ней также должен быть элемент вспышки. Я думаю, что в любом случае я подхожу ко всем своим гитарным партиям именно так. Мне больше нравится, когда я могу сочетать мелодию и вспышку. Думаю, именно таким был мой подход ко всем вещам KISS, это действительно так.

Считаете ли вы эти соло сложными для исполнения в наши дни?


Есть несколько песен с "Crazy Nights", соло, которые я репетировал, потому что скоро будут KISS Kruise, и я, конечно, смотрю на эти песни и думаю: "Ладно, думаю, мне лучше переделать это соло, потому что я не думаю, что смогу сыграть это соло!". Мне 68 лет; если бы я был спортсменом, вы знаете, я бы больше не делал фастболы со скоростью 100 миль в час, как питчер, и я бы не бил хоумраны, вероятно. Но как музыканты, мы ожидаем, что будем играть то, что играли в расцвете сил! Поэтому я пытаюсь найти баланс между тем, что я все еще могу играть на гитаре очень хорошо, но я также знаю, что не могу ожидать от себя точно такой же игры на инструменте из-за моего возраста.

Хотя между ними всего пять лет, альбом Revenge так сильно отличается от Crazy Nights; это была вполне сознательная попытка омрачить звучание и образ группы?


Ну, музыка развивалась, и она всегда развивается. Каждые десять лет я вижу изменения в том, чего хочет новое поколение подростков. У Revenge был [продюсер] Боб Эзрин, и в нём также было гораздо больше зрелости, и он был более мрачным. Вы должны помнить, что к тому времени появилась Nirvana, и всё становилось мрачнее, а хаер-метал уже не был прежним, так что мы ответили на это крутым альбомом. Carnival of Souls [1997], как вы, наверное, помните, пошёл ещё дальше, и скоро исполнится 25 лет. Так что, это было уместно для того времени, но в то время вы не планировали этого, вы не знали этого; это просто путь эволюции музыки. У каждой группы своя эволюция.

Я рад, что вы упомянули Carnival of Souls, так как он сильно отличается; не был ли он слишком большим шагом на территорию гранжа?


Тоби Райт, который был сопродюсером этой пластинки, обеими ногами стоял в этом мире, работая с Alice in Chains, и он добился большого успеха. Хотя он знал KISS, потому что помогал им в создании других работ, он очень далеко продвинулся в этом направлении, а внимание Джина и Пола [Стэнли] к моменту микширования пластинки было приковано к туру воссоединения. Эрик Сингер [барабанщик] и я много раз говорили о том, что когда мы смотрим на Carnival of Souls, многие черновые миксы после записи звучали ближе к Revenge, потому что Тоби сделал ещё один шаг при микшировании.

Как вы к этому отнеслись?


Ну, я определённо смог сделать "I Walk Alone" [заключительная композиция альбома, в которой Брюс исполнил главную вокальную партию] такой, какой я её себе представлял. Я сделал это! Но это правда, что большая часть того альбома была большим, большим шагом в то, что вы тогда назвали "гранж". Я до сих пор придерживаюсь тех выступлений и той музыки. К сожалению, он был бутлегом, и все те версии, которые были там, были ужасными, переходили с кассеты на кассету, и я помню одного парня, с которым я раньше работал, он думал, что я слил его! Зачем мне это делать?! У меня было девять соавторов! Что мне за дело до того, чтобы люди копировали мою музыку?! Они бы меня обокрали! Я хотел убить его, когда он мне это сказал.

Но дело в том, что эта пластинка действительно странная из-за времени её появления, из-за стиля, но ещё больше из-за того, через что проходил бизнес группы KISS в то время. Дело в том, что они собирались продолжать платить Эрику и мне в течение года, чтобы перестраховаться, что тур воссоединения реален, и Эйс [Фрэйли, гитарист] и Питер [Крисс, барабанщик] смогут это сделать. Всё их внимание было сосредоточено на этом, и с точки зрения бизнеса они сделали довольно умный ход, потому что если они зарабатывали четыре миллиона в год, работая с нами, то в том году они заработали сорок миллионов, выступая на стадионах и играя в гриме. Все должны были пойти посмотреть на них. [от переводчика: не могу не высказать сугубо моё личное мнение, что Psycho Circus стал концом KISS с творческой точки зрения, после чего группа превратилась в трибьют-бэнд на самих себя].

Воссоединительный тур возник на основе выступления KISS Unplugged на MTV в августе 1995 года; каково было играть вместе с оригинальной группой в конце этого шоу?


Всё время, пока я выступал в KISS, постоянно звучал вопрос: "Когда воссоединение?". Это было просто нечто. Это не было большим, большим шоком, когда я понял: "О, хорошо, это действительно происходит". Мы с Эриком не знали, что воссоединительный тур состоится в тот вечер на MTV. Они вели переговоры, и это было разумно, потому что предложение было. Правда в том, что мы с Эриком не знали, что это так связано с MTV Unplugged, но это стало катализатором, потому что как только MTV показали Эйса и Питера, все поняли, что если они смогли это сделать, то почему бы им не накраситься и не отправиться в тур? "Мы предлагаем вам миллионы долларов, подписывайтесь здесь", так они и сделали.

Что вы чувствовали в тот вечер, когда выступали?


В тот вечер мне не было так уж неловко, потому что я не был уверен, что это мой последний концерт, но я был уверен в романтической любви к оригинальной четвёрке, и давайте будем честными, у меня не было бы моей возможности, если бы они не создали KISS как великую группу. Я до сих пор горжусь тем, что мы с Эриком и Джином и Полом сделали в тот вечер; наш сет был просто волшебным.

Разочарованы ли вы тем, что у вас не было шанса нанести грим, и что они выбрали Томми Тайера, когда Эйс снова покинул группу в 2002 году?


Это хороший вопрос, который задают многие фанаты, и они немного озадачены этим вопросом, типа, почему это был не я? Когда я узнал, что Эйс создавал для них проблемы, я слышал разговоры от людей, которых я знал, которые были близки к группе, и я всегда задавался вопросом, действительно ли они попросят меня стать Спейсменом, но, по сути, сведя на нет всё из моей эпохи, потому что; мне пришлось бы стрелять ракетами из моей гитары; я бы никогда не играл соло с рычагом тремоло в этом костюме; я бы тогда играл Эйса, возможно, больше нота в ноту, чего мне никогда не приходилось делать. И я действительно думаю, что они сделали правильный выбор, зная, что они пытались сделать, а именно - попытаться продать персонажей и гримированную версию группы. То, что они выбрали Томми, не повредило, не навредило, нет никакой связи с какой-либо эпохой, которая не была бы связана с тем временем, когда они гримировались. Мне было грустно, что меня не будет в KISS, и кто-то другой теперь будет в KISS вместо оригинального участника.

Однако они вернули Эрика Сингера за установку, когда Питер Крисс снова ушёл.


Я думаю, что с Эриком Сингером за установкой было намного естественнее. Они сказали ему: "Никаких двойных бас-бочек, играй немного больше мяса и картошки", и потом Эрик очень хорошо поёт, что очень помогает, потому что Питер пел. Так что это был правильный выбор для них, но если бы я не скучал по KISS, потому что это было что-то очень подходящее для тех лет, когда не было мейк-апа. Если бы я стал Спейсменом, я думаю, это было бы очень неловко для меня, и я думаю, что это почти зачеркнуло бы мою эпоху.
 

Поскольку группа сейчас находится в прощальном туре End of the Road, не хотели бы вы выступить с ними в последний раз?


Ну, официально, я не думаю, что кого-то спрашивали, потому что я не думаю, что они знают, когда это будет [последний концерт], на самом деле. Кто знает, когда они остановятся? Знаете, я джемовал с ними в рамках KISS Kruise, и всё прошло очень, очень хорошо. Мы играли электрический сет на KISS Kruise X [2021], когда я играл "Tears Are Falling" и "Hide Your Heart", это было очень здорово. Случится ли это? Это не в моей власти. Буду ли я счастлив сделать это? Конечно, почему бы мне не захотеть отпраздновать с ними их последний концерт? Но это действительно зависит от них, они должны спросить меня и составить план.

Наконец, вы упомянули ваши видеоролики " KISS Guitar of the Month"; у вас все до сих пор сохранились все ваши гитары, сделанные во время работы с группой?


Очень хороший вопрос. Я очень жалею, что расставался с некоторыми инструментами в течение многих лет, хотя у меня всегда была причина. Я очень, очень близок со своими инструментами; я знаю, что они чувствуют, как они звучат для меня, и эта связь сильна. В годы существования KISS, не зная, что будет через тридцать лет, например, был Ironbird, который я использовал на Asylum. Многие люди спрашивают: "Что это такое?!". Это B.C.Rich странной формы. Они сделали его, отдали мне, и гриф повело. Иногда это можно исправить, иногда нет, и я думаю, что в то время я, вероятно, предложил ее парню из дорожной бригады за 500 долларов. Золотой Charvel, который хотел перекрасить, и он уже никогда не выглядел так, как раньше; "Я избавлюсь от него". Я могу продолжать и продолжать об инструментах, о которых сейчас я думаю: "О чем, чёрт возьми, я думал?!".
 

Однако у вас до сих пор сохранились некоторые из наиболее знаковых гитар.

 

Те, которые действительно связаны со мной, безусловно. Две [Gibson] Explorer; белая и чёрная с зеркальным пикгардом; гитара с головой-бананом [кастомовая ESP]. То, что я считал лучшей гитарой, как и белая гитара, которую я использовал на Hot in the Shade [1989], на которую я установил пикгард и она использовалась во время тура Revenge, она у меня сохранилась. У меня есть Frankenstein Junior, который я использовал во время тура. У меня есть сумасшедший [Gibson] Moderne, который я немного использовал во время Revenge. У меня есть B.C.Rich Radioactive [как в клипе KISS "Crazy, Crazy Nights"], хотя формально я подарил его Эрику Карру, а потом он умер и оставил свой инструмент в завещании какой-то девушке, и она тут же продала её. Потом её купил какой-то фанат, а спустя годы её купил я. У каждой из них есть свои интересные истории.

 

А как насчет одежды и золотых пластинок?

 

У меня есть несколько разных вещей, но большинство шмоток принадлежало KISS, поэтому, когда в 2000 году они проводили свой огромный аукцион, всё было выставлено на продажу. А вот золотые пластинки, за исключением дубликатов, я никогда не расставался с ними. У меня есть красивая экспозиция, у Джина она гораздо больше, но в Лас-Вегасе, где я живу, есть музей KISS, и пластинки там висят на стене. Но я очень горжусь всеми своими вещами. Я участвую в Facebook-странице под названием KISS Live Auctions, и я иногда предлагаю вещи из своей личной коллекции, а иногда покупаю что-то другое. Так что я коллекционер, но я не собираюсь собирать всё подряд.