GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Проект guitarblog.ru пока поставлен на паузу, не хватает ни времени, ни мотивации им заниматься. Возможно поддержка донатами могла бы замотивировать.

Brian Setzer

 

Wolfgang's Big Night Out

 

 

 

Guitar Player, Октябрь 2007

 

Интервью Мэтта Блэкетта

Перевод с английского

 

 

 

Брайан Сетцер снова это сделал. Парень, который добился успеха в '80х с сокрушительным рокабилли-бэндом Stray Cats, уже ответил на вопрос: "Что вы исполните на бис?" Он произвёл свинговый фурор со своим биг-бэндом, где он руководил собственным оркестром, с громким как преисподняя Гретчем, чередуя свои собственные композиции с каверами мелодий Луи Примы и шедевров Либера и Столлера. Сетцер мог остановиться на достигнутом успехе и продолжить свою карьеру в этом ключе, однако его жажда к творчеству не была удовлетворена. Именно поэтому следующим шагом Сетцер взял на себя задачу переосмыслить, переаранжировать и полностью свингифицировать Баха, Моцарта, Бетховена и кучу других композиторов тех дней (если под словом "день" подразумевать 1700е годы).

 

Какой бы странной ни казалась эта идея, аранжировки гитары и биг-бэнда на Wolfgang's Big Night Out вполне осмысленны, и они звучат стильно, свежо и рок'н'рольно. А Сетцер остается мятежным бунтарём, который настолько увлечен гитарами и музыкой, что едва может сдержать себя (он получает награду "Самый поющий" из гитаристов нашей рубрики "Интервью"), и его энтузиазм столь же вдохновляет, как и заразителен.

Все считают вас парнем, который вернул в общественное сознание не только стиль рокабилли, но и свинговых биг-бэндов. Вы думаете, что Вы можете сделать то же самое с классической музыкой?

 

[Смеётся] Спасибо за комплимент, но на самом деле я просто играю вещи, которые мне нравятся. Например, когда я играл Голубой Дунай в классической аранжировке, я подумал: "Интересно, смогу ли я сделать это свингом?". Так что я немного заменил аккорды на джазовые. Я взял G13, и подумал: "Погоди-ка, в этом что-то есть", Я подумал, что классическая мелодия круто звучит с этим аккордом, поэтому я продолжил играть в таком ключе, заменяя аккорды. Тогда же я подумал: "Я нашёл что-то новенькое, я должен записать это!"

 

Что стало следующим шагом?

 

Я взял несколько дисков с классикой и выбрал самые популярные мелодии. Конечно же, некоторые из этих композиций оказались довольно продолжительны по времени — они могли длиться полчаса или дольше, и я не был уверен, что люди смогут дослушать до конца подобные произведения. Именно поэтому я выбрал самые известные фрагменты [смеётся]. Я отбирал все части композиций с хорошими музыкальными приёмами, сидя с портативным кассетником Sears, листом бумаги и карандашом. Найдя нужный фрагмент, я жал паузу и записывал услышанное с помощью аккордов и отдельных нот. Чтобы переделать классические произведения в свинг, необходимо сохранить мелодию, но изменить ритм и переработать аккорды.

То есть оркестр исполняет ваши аранжировки?

 

Некоторые мелодии были аранжированы мной и Марком Джонсом [тромбонист и аранжировщик Brian Setzer Orchestra], например, Some River in Europe, которая является нашей интерпретацией Голубого Дуная, For Lisa — наша версия "Бетховен встречает Джанго", а также Honey Man. Однако это настолько сложно, что если бы мы с Марком занимались так каждым произведением, то мы до сих пор бы ещё не закончили эту работу.

Фрэнк Комсток — единственный человек, о котором я с уверенностью могу сказать, что он понимает моё творчество. Он написал гениальную аранжировку для нашей версии Щелкунчика вошедшей в состав альбома Boogie Woogie Christmas. Ему 84 года, он очень забавный ворчливый старикашка. Когда я предложил ему написать аранжировки для классических композиций, он сказал, что не занимался подобными вещами с '60х. Последняя вещь, написанная им, была тема для Приключений Рокки и Бульвинкля [напевает], слушая её сразу видно его нестандартное творческое мышление. Именно он написал прекрасную аранжировку для Пятой Симфонии Бетховена, которая у нас называется Take the 5th, и получилась очень удачной. Он написал аранжировки к семи или восьми вещам.

Он сделал их за четыре дня и извинился, что занимался этим слишком долго. Он сказал: "В былые времена я бы сделал это за пару часов". Мы с Марком улыбались, ведь нам бы потребовалось около трёх недель, чтобы сделать хотя бы одну. Мне нравятся аранжировки, которые мы поместили на пластинку, потому что они более типовые и основаны на гитаре, но материал, написанный Фрэнком, очень сложен и красив, а его творчество — уже утраченное в наше время искусство.

 

Группа играет под клик?

 

Они вручную записывают ритмический отсчёт. Потом включают запись и начинают играть. Все эти безумные смены темпа и размера, которые вы слышите, записаны заранее. Это была самая сложная запись, которую я когда-либо делал.

 

Вы записываетесь вместе с оркестром?

 

Нет. Я обычно сидел в другой комнате и наблюдал за живым оркестром через стекло. Мне намного проще вносить свой вклад уже позже, когда оркестровые части композиций записаны. Например, для Wolfgang’s Big Night Out сначала без меня писались ударные и духовые инструменты на Capitol Studios. Это просто лучшая студия для биг-бэнда, на ней записывался Нэт Кинг Коул. Ребята потрясающие - они играют вживую за четыре или пять дублей, а затем приезжают уже с готовым материалом ко мне в горы, в Миннеаполис, где я живу.

 

Ваш звук меняется почти каждую минуту в этой песне.

 

Настройки усилителя неизменны, я просто могу по-разному извлекать ноты — медиатором, либо пальцами. Это мой '59 Gretsch 6120 на бриджевом датчике.

 

В композиции 1812 Overdrive Вы играете партии вместе с саксофоном, и два голоса идеально сочетаются. Вы подгоняли свой звук под звучание духовых?

 

Мне действительно очень нравится звучание там. Но нет. Я не думал смешиваться с саксофоном. Я просто пытался получить звук, который мне нравится. Когда я играю аккордовое соло в этой песне, я прям хотел съесть этот звук ложкой. Единственное о чём я думал, чтобы звук был чистым, хотел, чтобы было слышно каждую ноту в аккорде. В одноголосых линиях я немного приглушал струны, чтобы добавить немного мяса.

 

А как насчёт этого разнообразия звуков в Take a Break Guys?

 

Это моя версия God Rest Ye Merry Gentlemen , и я как бы хотел всё это уместить в рамках одной песни. Она начинается с сёрфового звука. У нас был Twin '64го года, тремоло и ревер звучали просто великолепно. Я хотел, чтобы соло звучало по роковому, а не по рокабильному, поэтому я использовал примочку овердрайва. Я забыл производителя. Затем я включил фузз-вау для звучания криминальной драмы '70х. Вы её знаете, Ангелы Чарли [смеётся].

Вы когда-нибудь использовали раньше эффект вау на записи?

 

Да, когда-то давно, когда играл в Stray Cats. Многие примочки для меня как игрушки, они звучат забавно лишь несколько минут, потом надоедают. Однако есть и такие, которые я постоянно использую уже много лет — это ленточное эхо, ревер и тремоло. Примочки пользуются огромной популярности среди многих музыкантов, однако я использую их лишь изредка. Например, в композиции Take a Break Guys использованы эффекты овердрайв и вау, и звучат они там великолепно.

 

Как вы собираетесь играть все это вживую?

 

Это будет трудно, но забавно, я собираюсь исполнить эту программу в моем Рождественском туре. Я не могу запомнить, как играть такое большое количество материала, поэтому буду использовать пюпитр для нот на концертах.

Вы знаете, классические композиторы были рок-звёздами своего времени, их мелодии слушают и знают и сегодня, спустя 300 лет. Я сделал нечто новое с классической музыкой. Когда я пытаюсь описать на словах то, что я играю людям, они не понимают. Но как только они слышат [поет вступление к Пятой Симфонии Бетховена]: "Та-Та-да-дааа", то улыбаются и говорят: “А-а-а, я это знаю!"

Как вы записываете гитару?

 

Большинство ритм-партий я играл на моей старенькой D'Angelico. Она просто создана для свинга, особенно в быстрых вещах. Что касается более спокойных вещей, электрогитара тут работала лучше, поскольку вы добавляете немного слэпбэка и шагающего баса. В качестве усилителей мне нравится мой маленький 15-ваттный Supro и Fender Bassman, каждый из которых обладает уникальными звуковыми характеристиками, поэтому, когда один из них не очень подходит для песни, я переключаюсь на другой. Мой звукорежиссёр Джон Холбрук записывает мои усилители с помощью ленточного микрофона Royer и конденсаторного Neumann. Мы получаем большую часть эквализации, смешивая уровни микрофонов, а не меняя настройки на усилителе.

 

Можете ли вы пробежаться по конкретным примерам и рассказать об оборудовании, которое мы слышим?

 

В композиции Take the 5th использовалась моя новая именная гитара Gretsch со струнами D’Addario (десятка) и усилитель Supro. Обычно для более мягкого звука мы используем Supro, а для более резкого и тяжелого — Bassman. Основная гитара на альбоме Wolfgang’s Big Night Out – это Gretsch 6120 со струнами двенадцатого калибра. В композиции Swingin’ Willie-нашей версии увертюры из Вильгельм Телль –  D’Angelico. Этот ритм-тон прекрасен, он как масло. Струны этой гитары – сет D’Addario фосфорная бронза тринадцатого калибра.

 

Почему струнам придаётся такое большое значение?

 

Это ещё один способ получить разное звучание без изменения настроек усилителя. Эксперимент с калибрами струн отличает эту запись. У меня было три электрогитары с сетами десятка, одиннадцатый и двенадцатый, а также D’Angelico с тринадцатым калибром для этого мощного грохочущего звука. Все электрички звучали немного по разному, и я должен сказать, что десятка по-прежнему звучала для меня лучше всего. Вы могли бы подумать, что двенашка будет жирнее и плотнее, но это не так. Они просто разные, может немного чище.

 

Трудно ли было играть Полёт шмеля, звучащий в Honey Man?

 

Нет. Я вроде как безбашенный гитарист, так что это вполне естественно. В начале композиции я использовал переделанный каподастр, который прижимает только первую струну на первом ладу, поэтому я мог переходить с F# к F, не сдвигая позиции. После этого я просто снял его и доиграл остальную часть песни.

Если вам понравился этот материал и вы хотите читать и новые публикации, вы можете поддержать развитие сайта, воспользовавшись формой, расположенной в самом низу страницы (справа).