Прошлые удовольствия, будущие потрясения
По случаю выхода расширенного бокс-сета Star Fleet Project Брайан Мэй рассказывает о роли Эдди Ван Халена в нём, о будущем Queen и об опасностях, которые искусственный интеллект представляет для музыки в наступающем году.
Гэри Графф
Фото – Фил Чен
Guitar Player, октябрь 2023
перевод с английского
Разговор с рок-звездой обычно не является чем-то сверхъестественным. Если только вы не разговариваете с Брайаном Мэем - для вас это доктор Брайан Мэй.
Гитарист группы Queen, которого королева Елизавета II посвятила в рыцари, - настоящий доктор астрофизики. В начале семидесятых он учился в Имперском колледже Лондона, когда формировалась и раскручивалась его группа, а в середине нулевых вернулся к учёбе и в мае 2008 получил учёную степень. С тех пор он так же активно работает в научной сфере, как и в музыке. "Я занимаюсь стереофотографией для различных беспилотных миссий к объектам Солнечной системы", - рассказывает он в интервью GP по Zoom из своего дома в Англии. "Так что я участвую в различных миссиях NASA и ESA (Европейского космического агентства), и это здорово".
Он делает паузу и слегка улыбается. "Не могу поверить, что говорю это, потому что в детстве я мечтал о том, что буду работать с людьми, которые являются настоящими астрофизиками и исследователями космоса. Но теперь у меня есть такая возможность, и это замечательно. Это отнимает много времени, много сил, но я не хотел бы этого лишиться. Я бы ни за что не отказался от этого".
Мэй в свои 76 лет является примером того, как можно иметь всё - включая, конечно же, музыку. После смерти вокалиста Фредди Меркьюри в 1991 году он и барабанщик Queen Роджер Тейлор поддерживали наследие группы в других трансформациях - с Полом Роджерсом с 2004 по 2009 год, а с 2011 года - с победителем конкурса American Idol Адамом Ламбертом, который продемонстрировал поразительную способность передавать на сцене эпатаж и вокальные данные Меркьюри. В результате, группа Queen продолжает существовать, даже спустя 15 лет после выхода её последнего альбома. 2008 года Rock the Cosmos с Роджерсом.
В этом году Queen и Ламберт снова отправились в тур, но Мэй празднует и другую часть своего прошлого. Сорок лет назад, во время перерыва в работе группы, он вышел за рамки Queen, чтобы записать Star Fleet Project, трёхпесенный EP, записанный за два дня - 21 и 22 апреля 1983 года - на Record Plant в Лос-Анджелесе группой под названием Brian May + Friends.
И каковы же были эти друзья? Прежде всего, это был Эдди Ван Хален, окрылённый мультиплатиновым успехом первых пяти альбомов своей группы. Барабанщик REO Speedwagon Алан Гратцер, басист последнего состава Doors Фил Чен и клавишник Фред Мандел (Элис Купер, Pink Floyd, Элтон Джон и Queen [а также Pink Floyd, Supertramp и Anthrax – прим. переводчика]) дополнили основной состав группы, а коллега по Queen Роджер Тейлор исполнил бэк-вокал.
В результате сессий были записаны три песни: заглавная композиция с научно-фантастическим уклоном, вдохновлённая японским мультсериалом X-Bomber (в Великобритании он вышел под названием Star Fleet), который любил молодой сын Мэя Джимми; блюз-рок с уклоном в Queen "Let Me Out"; и "Blues Breaker", почти 13-минутный опус, написанный группой и посвящённый Эрику Клэптону. Star Fleet Project вышел на Хэллоуин того же года и стал первым творческим начинанием Мэя за пределами Queen, за которым последовали два сольных альбома в девяностые (Back to the Light и Another World), а также саундтрек к фильму Furia 2000 года.
К 40-летию альбома Мэй выпустил бокс-сет [винил + сингл + два CD – прим. переводчика], в котором сделал ремастеринг трёх композиций и добавил альтернативные дубли и джемы с сессий. Поклонникам диск "The Complete Sessions" предложит множество записей Мэя и Ван Халена, а также глубокий взгляд на то, как великий ансамбль работал вместе и доводил песни до совершенства.
Широко улыбаясь, Мэй рассказал GP об этом путешествии по страницам памяти.
Что для вас значит проект Star Fleet Project спустя 40 лет?
Это очень важная часть того, кем я являюсь, и это то, что я действительно хотел застегнуть на все пуговицы, сохранить в целости и сохранности. Это драгоценный момент, который, как мне казалось, затерялся на какой-то полке, и я хотел, чтобы он появился на свет, чтобы люди могли пережить его так же, как пережил его я. К счастью, аналоговые плёнки всё еще сохранились. Услышать этот материал - не просто ностальгия, это вдохновляет и вызывает сильные эмоции. Поэтому очень важно выпустить его в свет, чтобы он всегда был рядом.
Как возник весь этот проект?
В то время я был полностью поглощён Queen. В течение нескольких лет мы по три месяца работали в студии, а потом по девять месяцев ездили в тур. Это было абсолютно всеохватывающим, и в этот момент мы сделали перерыв, потому что нам действительно нужно было на некоторое время отстраниться друг от друга. Неожиданно появилась возможность открыть другую дверь. И это было приключение, потому что я понятия не имел, что произойдёт. Я собрал всех этих людей в студии вместе со мной, и, возможно, ничего не произошло бы. А потом я пришёл, и это был опыт на всю жизнь.
Много ли времени прошло, прежде чем Вы поняли, что всё получится?
Первый день был полон адреналина, нервов и просто радости открытия - открытия друг друга и творчества на другой арене, почти в другой вселенной. Мы все приходим туда, и вдруг всё происходит, и плёнка крутится. Это своего рода блеф, потому что мы не совсем понимаем, что делаем, но постепенно мы делаем это несколько раз, и всё складывается. В конце концов, мы звучим как группа, и это просто чудо, потому что я не думаю, что ожидал, что всё получится настолько хорошо.
Именно невошедшие дубли наиболее ценны для слушателя. Вы действительно получаете возможность услышать, как вы впятером развиваетесь и учитесь играть вместе, причём за очень короткое время.
Здорово, что вы упомянули, что мы никогда раньше не играли вместе. Не было никакого репетиционного периода. То, что вы слышите в разделе "Sessions" этого бокс-сета, - это именно то, что происходило, когда мы впервые собрались вместе и включили усилители и магнитофоны. Каждый дубль, каждая ошибка, каждый смех, много смешного. Вы можете услышать, как развивалась эта химия.
У нас была небольшая подготовка, потому что у меня было несколько демо-записей, которые мы разослали ребятам. Я не хотел приходить туда совершенно неподготовленным, поэтому я отправил каждому из них демо-версию заглавной композиции - маленькую кассету с моим пением и игрой на акустической гитаре, демонстрирующую последовательность аккордов и развитие этой песни. Кроме того, там была очень грубая версия "Let Me Out". Так что все они знали, что у меня в голове, и Эд заехал ко мне домой в Лос-Анджелес.
Вот так просто?
[смеётся] Я как раз купил там дом, так что мы на короткое время стали калифорнийцами. Мой маленький сын ходил там в детский сад. И вот Эд приехал, мы подключили наши гитары к Rockman и играли друг другу, немного экспериментировали. Я бы не назвал это "репетицией", но мы немного повеселились, и я показал ему, что у меня на уме. Пришёл Фил Чен, и мы проделали то же самое с басом. А Алан был моим соседом. Мы довольно часто виделись, так что у нас была возможность поговорить об этом, но мы никогда, до [Star Fleet Project], не играли друг с другом. Так что к тому времени Алан был моим хорошим другом. Фред Мандел - виртуозный пианист, с которым мы познакомились недавно в связи с Queen. Я подумал. Как здорово было бы собрать всех этих ребят в студии и посмотреть, что получится.
Насколько тесно вы общались с Эдди в тот момент?
Эда я знал как друга, но у меня очень редко была возможность пообщаться с ним. Однажды ночью я очень сильно напился с ним, по неосторожности, потому что он умел пить, а я нет. Я попытался сравняться с ним, и это была ужасная ошибка. В итоге я блевал в ванной в его гостиничном номере... Это уже другая история, [смеётся].
Одна из больших заслуг бокс-сета - дать нам больше игры Эдди Ван Халена.
Я организовал ему это. Я дал ему тот брейк в середине "Star Fleet", когда Эд выходит на передний план и делает что-то своё, ничем не ограниченное. Для меня это стало кульминацией всей песни. Он делает шаг вперёд, и это полностью вытекает из его головы. Это не овердаб - он просто делает это. Каждый раз он делает это по-новому, потому что его мозг постоянно создаёт новый материал, что, на мой взгляд, является одной из главных прелестей [бокс-сета]. Мне нравится слушать разные версии того, что он придумал. Каким необыкновенным музыкантом он был. Просто невероятным.
Является ли бокс-сет в некотором смысле данью уважения Эдди?
Да, это так, но я колебался. В то время, когда я начал думать об этом, Эдда как раз не стало, и я не мог этого сделать. Я просто не чувствовал себя в своей тарелке. Поэтому я начал работу над двумя первыми сольными альбомами, Back to the Light и Another World. А потом прошло несколько лет, и я начал общаться с Алексом Ван Халеном, который очень вдохновляет меня и является прекрасным музыкантом. Он стал мне верным другом, и я испытываю к нему огромное восхищение. Он пережил такое ужасное время, потому что, конечно, эти два брата были совершенно неразлучны. Для Алекса это всё равно, что потерять половину себя.
Поэтому я хотел получить благословение Алекса на это, потому что не хотел делать ничего такого, что могло бы вызвать неприятие. Сейчас я как никогда осознаю, что я как бы украл Эда на день или два дня, а такое случалось нечасто. Van Halen были семьёй, и они действовали как семья, всегда находясь в одном пространстве, как группа. И, честно говоря, Queen были примерно такими же.
3
На Star Fleet Project много блюза в духе Queen, в "Let Me Out" и, конечно же, в "Blues Breaker". Я думаю, когда собираешь группу музыкантов вместе, это может привести к тому, что всё пойдет своим чередом, верно?
Двенадцатитактовый блюз - отличное средство для того, чтобы научиться играть с людьми. А Эд, как и я, был вдохновлен Эриком Клэптоном, и поэтому, когда всё остальное было испробовано, мы погрузились в этот блюзовый джем, который и стал "Blues Breaker" и был навеян теми днями. К тому времени мы были очень расслаблены. У нас закончился нервяк, и мы уже не воспринимали друг друга как иностранцев. Мы просто наслаждались игрой, входили в ритм и реально слышали и подыгрывали каждому. Это было самое расслабленное время, которое мы провели в студии за эти два дня.
Однако Эрик официально заявил, что не особо в восторге от этой записи.
Я думаю, он её ненавидел! [смеётся] Но он имеет на это право. Эрик может делать всё, что угодно, и он все равно будет нашим кумиром. Возможно, есть много вещей, в которых я не согласен с Эриком, но разговоры ничего не меняют. Он был одним из величайших вдохновителей в моей жизни, и это никогда не изменится".
Так будет ли сиквел "Bohemian Rhapsody"?
Нет. Думаю, если каким-то чудом появится нужный сценарий, это будет совсем другая история. Но пока мы не видим возможности сделать это.
А как насчёт новой музыки Queen?
В данный момент нет, потому что мы очень заняты другими делами. Мы любим играть живьём, и Адам дал нам возможность делать это, и он как бы поддерживает нашу молодость, потому что он так полон энергии. Поэтому мы очень заняты оттачиванием живого материала, пытаемся привнести в него новые элементы. Пару раз мы действительно попадали в студию, чтобы записать различные фрагменты, но так и не смогли найти ничего подходящего.
Сейчас много говорят об искусственном интеллекте и его возможном использовании в музыкальном мире. Вы, вероятно, имели дело с этой технологией и даже использовали её в своей научной деятельности, не так ли?
Это так, но сейчас меня больше всего волнует её использование в художественной сфере. Я думаю, что к следующему году ландшафт будет совершенно другим. Мы не будем знать, что к чему. Мы не будем знать, что было создано ИИ, а что - людьми. Всё станет очень размытым и запутанным, и я думаю, что, возможно, мы будем вспоминать 2023 год как последний год, когда люди действительно доминировали на музыкальной сцене. Я действительно думаю, что всё может быть настолько серьезно, и это не вызывает у меня радости. Это вызывает у меня опасения, и я готовлюсь к тому, чтобы чувствовать грусть по этому поводу.
Я думаю, что из ИИ выйдет много замечательных вещей, потому что он расширит возможности людей в решении проблем. Но потенциал того, что ИИ может причинить зло, очевидно, невероятно велик - не только в музыке, потому что в музыке никто не умирает, но люди могут погибнуть, если ИИ будет вовлечен в политику и мировое господство для различных наций. Я думаю, что всё это очень страшно. Это гораздо более масштабно, чем кто-либо мог себе представить.
Пугает ли вас это, заставляет ли это создавать большее как человек-творец?
Я постоянно что-то делаю. Я много выступаю в качестве гостя на чужих записях; мне это очень нравится. Но сейчас вселенная как будто стала другой, и в ней есть отголоски нас. Но где мы на самом деле находимся как артисты, я не уверен. Нам по-прежнему есть что сказать, но методы и средства массовой информации теперь совсем другие. По-моему, нам трудно удержаться на вершине. Слава Богу, вокруг нас есть молодые люди. Мы спрашиваем у них, что делать. [смеётся] Сочетание разных поколений может дать очень мощный материал. Так что у нас всё ещё есть свои методы, а наши методы приобретаются годами и годами опыта, как в студии, так и на гастролях.
Самое забавное, что они забыли старые методы, поэтому иногда, когда я прихожу к кому-нибудь в студию, я говорю: "А что, если бы вы сделали вот так?" и предлагаю сделать то, что все делали 40 лет назад. А они говорят: "О, да. Мы никогда об этом не слышали!" Так что в сочетании старого и нового есть та ценность, которая даёт вам огромную силу, и я это ценю. Но мне приходится плыть довольно быстро, чтобы поддерживать эту мощь. Даже для того, чтобы включить телевизор! [смеётся] Вот так.
Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и многие другие предоставленные материалы для перевода.