GUITARBLOG.RU

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Если вас давит жаба поддержать проект монетой, вы можете сделать это хотя-бы покликав на рекламу. У сайта нет спонсоров, всё держится на голом энтузиазьме

Первопроходцами этой технологии можно считать японских инженеров из корпорации Sony. На рынке сценического и студийного оборудования продукция Sony не слишком распространена, но в области бродкастинга Sony пользуется заслуженным уважением. Впервые технология импульсной свёртки, или, по научному говоря конволюции, была реализована в начале двухтысячных годов в ревербераторе Sony DRE-S777, воспроизводящем акустические характеристики реальных помещений. Заключался её принцип в следующем:

 

Каким бы ни был акустический сигнал, распространение его в отдельно взятых помещениях происходит по строго определённой формуле, свойственной акустике этого помещения. Инженеры Sony выяснили, что если записать короткий хвост затухания звука в помещении, и определённым образом наложить его на обрабатываемый сигнал, можно придать ему такие свойства, как бы он вёл себя в этом помещении. Реализация этой технологии требовала сложных вычислительных процессов и мощных компьютерных мозгов, что, естественно, не могло не отразиться на стоимости устройства. На момент выпуска стоимость ревербератора Sony DRE-S777 составляла более шести американских килобаксов, а диски с образцами стоили по штуке баксов каждый.

 

Не прошло и года, как их соотечественники запустили ответку, многоканальный ревербератор Yamaha SREV1, который стоил ненамного дешевле, а если учесть, дополнительный пульт с моторизированными фейдерами, то и дороже.

Boss IR-200

 

 

 

Как я уже писал в предыдущих материалах, японское акционерное товарищество Рорандо, или, как его называют за пределами островов – Roland, продолжает пополнять двухсотую серию гитарных педалей-полупроцессоров Boss. В прошлый раз я познакомил вас с гитарным синтезатором Boss SY-200, а теперь наступило время рассмотреть не менее интересную вещь – Boss IR-200.

Устройство Boss IR-200 можно отнести к категории так называемых покет-ампов или "сансампов", получивших сие прозвище, ставшее нарицательным, от легендарного устройства SansAmp Classic компании Tech 21 NYC, разработанного Эндрю Барта в 1989 году. Новый Boss IR-200 является прямым наследником снятого с производства гитарного процессора Boss GP-20 Amp Factory, и на сегодняшний день это, пожалуй, один из самых продвинутых покет-ампов как технически, так и функционально. Эта небольшая компактная педаль способна заменить собой целый пикап комбиков и стэков, для работы как в домашних, так и в студийных или концертных условиях.

 

IR-200 моделирует звучание восьми гитарных усилителей, в том числе и их перегруз, включая райдерные Fender (Bassman и Twin Reverb), Marshall Super Lead 1959, Vox AC30, Roland Jazz Chorus, Bogner Ubershall…, а также нескольких басовых, в числе которых, например, Ampeg SVT. К этим виртуальным усилкам прилагается куча виртуальных кабинетов различной конфигурации и размера, с динамиками ведущих производителей, в числе которых Celestion и Jensen, созданных на основе импульсной свёртки, подзвученных виртуальными микрофонами, в числе которых динамические Shure SM57 и Sennheiser MD421, конденсаторный AKG C451B, винтажный Neumann U87 (не Ai), и ленточный Royer R121, а также их комбинациями, на различном расстоянии. IR-200 позволяет независимо использовать два импульса гитарного кабинета, работая в стерео, причём каждый из них имеет собственный эквалайзер, хочешь графический, а хочешь параметрический. Это не считая темброблока в эмуляторе усилителя и пары мастер-эквалайзеров на выходе.

Помимо готовых импульсных откликов, коих в IR-200 зашито аж 154, устройство позволяет загрузить до 128 пользовательских импульсов. Для этого нужно лишь воспользоваться комом со специальным программным загрузчиком R-200 IR Loader. Самих импульсов можно скачать в интернетах немерянное количество, как платных, так и бесплатных, пока оккупационный режим совсем не перекрыл интернет, превратив его в чебурнет.

 

Прежде, чем продолжить дальше, сделаю небольшое лирическое отступление. Сколько раз я описывая новомодные процессоры и примочки упоминал про импульсы, а ведь наверняка мой журнал читают и старпёры, привыкшие работать по старинке, с винтажными гитарами, ламповыми усилками и аналоговыми примочками. Попробую вкратце на пальцах рассказать, что же ещё это за такое новомодное увлечение последних лет пятнадцати.

Однако прогресс не стоит на месте. Год за годом компьютеры становились всё мощнее и дешевле, и сегодня ваш смартфон, помещающийся в кармане, превосходит по своим вычислительным способностям дорогущие компьютеры двадцатилетней давности.

 

Благодаря не только развитию железа, но и софта, технология импульсной свёртки перекочевала в плагины компьютерных цифровых рабочих станций DAW, где уже воспроизводились не только акустические характеристики различных помещений и концертных залов, но и звучание пресетов винтажных культовых ревербераторов. А позже и гитарных акустических кабинетов.

 

Одна из самых сложных задач современной рок-музыки – донести до слушателя звучание гитары именно таким, каким оно задумано. Чтобы в порталах на концерте или в музыкальном центре звучал именно тот звук, что издаёт акустический кабинет на сцене или в студии. Вот здесь то и приходят на выручку импульсные отклики, или говоря по-простому, импульсы, позволяющие донести до слушателя звук именно таким, каким он должен быть. Кроме того, применение импульсов позволяет заменить громоздкие акустические кабинеты на виртуальные, избавиться от коллекции дорогих микрофонов, команды роуди и звукоинженеров, и подавать гитарный сигнал в линию, непосредственно на пульт или, в случае домашней звукозаписи, на звуковую карту.

Сегодня эта технология реализована в большинстве современных гитарных процессоров, а также во всевозможных отдельных кабинетуляторах, и большинство гитаристов, кроме самых закоренелых консерваторов, приходит к ней. Ведь она позволяет не зависеть от концертных площадок или других объектов, когда не знаешь, какой аппарат тебя там ждёт, и какова вообще акустика помещения. Реализована она и в IR-200, о чём было сказано выше, более того, она и есть одна из главных фишек устройства, давшая ему название (IR на иностранном означает Impulse Response или, говоря по нашенски – импульсный отклик).

 

Кроме того, в Boss IR-200 есть простенький ревербератор, позволяющий получить от кабинетулятора ощущение акустики реального помещения, а также шумодав.

Ещё одна полезная вещь IR-200 – это наличие разрыва, позволяющего интегрировать устройство с другими примочками педалборда. Причём разрыв с моно посылом – и стереовозвратом, и его положение в цепи можно выбирать: либо до кабинетулятора, либо после.

 

Вы думали это всё? А вот нет. Помимо этого, на борту есть отцифровщик, то есть аудиоинтерфейс, позволяющий через USB записываться напрямую в компьютер, ПиСи либо Мак, или даже в мобильный гаджет на платформе iOS.

 

Все комбинации усилителей, кабинетов, а также значения параметров всех настроек, можно сохранить в памяти устройства. Для этого память располагает 128 пользовательскими пресетами. Переключение пресетов можно осуществлять ручкой или ножнными кнопками самом приборе, листая их по очереди, либо с внешнего футсвича, или MIDI-контроллера. Также можно подключить педаль экспрессии, для управления гейном, громкостью или посылом сигнала с разрыва.

Для домашней практики, Boss IR-200 оборудован выходом на наушники и ауксом, позволяющим подключить внешний источник фонограммы.

 

По цене Boss IR-200 вполне сопоставим со Strymon Iridium. Поступление в магазины обещают уже в конце этого года.