Klon
Уэст Уоррен
Premier Guitar, март 2014
перевод с английского
Затворник, создатель примочек, рассказывает о происхождении своего знаменитого овердрайва Centaur, о более доступной новой версии KTR и о том, как одна педаль может вызывать столько обожания и презрения.
Если вы проводили какое-то время на форумах, посвящённых гитарному оборудованию, вы знаете, что они часто превращаются в довольно ожесточенные бурление говн. Даже если тема начинается с самыми лучшими намерениями, нередко она превращается в сетевой эквивалент мифической гидры. Администраторы форума пытаются навести порядок и заблокировать наиболее агрессивных комментаторов, но как только они отрубают одну из голов этого существа, появляются ещё две.
Из всех тем форума, которые способны вызвать столь жёсткий срач, немногие вызывают больше страсти, благоговения и ярости, чем гитарная педаль, названная в честь мифологического существа иного рода. Выпущенный в 1994 году на заре современного бума бутиковых педалей, овердрайв Klon Centaur сразу же получил одобрение критиков. Настолько, что даже иронично, что педаль, названная в честь получеловека-полулошади из греческой легенды, с тех пор обросла такой интересной мифологией. И тот факт, что этот, казалось бы, обычная, трехручечная примочка используется такими известными музыкантами, как Джефф Бек, Джон Майер, Джо Перри, Нельс Клайн и Мэтт Шофилд, только усугубляет ситуацию. И неважно, что большая часть схемы залита эпоксидкой.
Недавно мы поговорили с Биллом Финнегэном из Klon о происхождении Centaur, его новой версии KTR, которая дебютировала (естественно) ограниченным тиражом в октябре 2012 года, и о том, как педаль овердрайва может стоить более 1000 долларов на вторичном рынке и вызывать такую эмоциональную реакцию.
Рождение кентавра
В восьмидесятых Билл Финнегэн играл в группе, где он подключал свой Telecaster напрямую в Twin Reverb, включенный настолько громко, насколько позволял звукорежиссёр. В больших клубах Бостона громкость Twin была на уровне 6, а иногда даже 7, но в небольших заведениях Финнегэн обычно выкручивал ее только до 3,5 или 4. Последнее всё равно звучало хорошо, но не так гармонически насыщенно, как при более интенсивной работе усилителя. Хотя в то время ему ещё это не приходило в голову, но педаль , которая давала бы ему звук разогнанного усилителя, - это именно то, что ему было нужно.
Финнегэн вспоминает, что в 1990 году гитаристы начали массово гоняться за снятыми с производства Ibanez Tube Screamer. Он слышал, что один парень продавал пару TS9, и, надеясь, что одна из маленьких зелёных педалей поможет заставить его Twin звучать на 6, при том, что он был бы настроен только на 4, он отправился послушать их. Сразу стало ясно, что тюбскримеры не для него.
"Он [TS9] сильно компрессировал отклик исходного сигнала, имел среднечастотный характер, который мне не нравился, и также подхедал из сигнала заметное количество басов", - объясняет он. У того же продавца был TS808, который он не продавал. И хотя Финнегэну показалось, что он звучит немного лучше, чем TS9, он всё равно чувствовал в нём вышеупомянутые недостатки. На самом деле ему нужен был большой, открытый звук, с намёком на ламповый клиппинг - звук, при котором вы даже не подозревали бы о наличии педали.
Тогда Финнегэн начал искать возможность создания новой схемы, которая бы соответствовала этим критериям. Он привлёк своего друга, который только что окончил Массачусетский Технологический Институт с дипломом инженера-электронщика. Хотя у обоих была основная работа, в течение следующих нескольких лет они собирались вместе раз в неделю и пытались "протолкнуть мяч к воротам". В течение первого года они разработали прототипы, которые были гораздо ближе к тому, что хотел Финнегэн, чем Tube Screamer, и различные гитаристы в окрестностях Бостона призывали их начать производство, чтобы они могли купить себе такой же. Но Финнегэн чувствовал, что схему ещё можно улучшить, поэтому он и его напарник продолжали работать.
В конце концов, друзья из MIT купили дом в пригороде, и из-за расстояния стало труднее работать вместе. Позже Финнегэн стал сотрудничать с покойным Фредом Феннингом (трагически погибшим в авиакатастрофе в середине девяностых) - ещё одним выпускником Массачусетского Технологического Института, который, по словам Финнегэна, был замечательным и очень целеустремленным человеком. Хотя Феннинг никогда не проектировал аудиосхемы и не интересовался музыкой, он был исключительно хорош в поиске способов дать схеме то, что, по мнению Финнегэна, ей было нужно в любой момент времени. Финнегэн говорит, что Феннинг заслуживает огромной благодарности за схему как в Centaur, так и его преемника, KTR.
Весь процесс разработки занял четыре с половиной года, и к моменту дебюта педали в конце '94-го Финнегэн был очень загружен, пытаясь успеть за спросом, в одиночку паяя, тестируя и отправляя педали.
Это Centaur №001, сделанный Биллом Финнегэном в январе 1995 года и оставленный им себе (никогда не продававшийся). "На самом деле это был 19-й девайс, который я собрал - у меня были заказы на 18, а мне нужны были деньги, чтобы оплатить пару счетов Klon, поэтому я пронумеровал те восемнадцать 002-019 и собрал этот через неделю или около того". Фото 0 Нолан Йии
Эволюция легенды
С этого момента спрос на педали Centaur стал расти. Финнегэн говорит, что обычно он работал по 55-60 часов в неделю, стараясь максимально сократить время выполнения заказа, хотя ему мешал тот факт, что схема была очень трудоёмкой и требовала много времени. Он также говорит, что педаль стоила дороже, чем большинство других примочек, поскольку всё, начиная от литого корпуса и заканчивая ручками, потенциометрами и днищем из листового металла, изготавливалось на заказ. По оценкам Финнегэна, совокупная стоимость Centaur в семь-восемь раз превышает стоимость педали, собранной из стандартных компонентов, продающихся в магазине.
"Последние семь лет производства Centaur розничная цена составляла 329 долларов, - говорит Финнегэн, - и, честно говоря, моя маржа прибыли была не очень высокой - ни один настоящий бизнесмен не стал бы более чем на мгновение задумываться о том, чтобы делать то, что я делал, за ту прибыль, которую я получал. Кроме того, учитывая, что я живу в Бостоне, у меня не было возможности нанимать людей и расширяться: Недвижимость здесь в дефиците и очень дорогая, поэтому у меня не было возможности арендовать коммерческое помещение, чтобы открыть настоящую мастерскую".
Финнегэн сделал кентавров - всего около 8000 особей - вручную, на дешёвом складном карточном столике в череде маленьких квартир в течение 15 лет. В дополнение к скромным доходам от своих усилий, Финнеган говорит, что испытывал огромный стресс, пытаясь помочь тем, кто хотел приобрести Centaur но не хотел платить завышенную цену за подержанные экземпляры, так как на изготовление нового требовалось от 12 до 14 недель. Постепенно Финнегэну стало ясно, что ситуация неустойчива.
"Я должен был убить его, прежде чем он сможет убить меня", - вспоминает Финнегэн. В 2008 году он начал работать над созданием новой версии, которая должна была отвечать следующим критериям: Он должен был быть простым в изготовлении, чтобы любая хорошая контрактная производственная фирма могла легко и качественно выполнить эту работу. Он должен быть прочным и надёжным. Это должна быть конструкция не на единой плате, с модульным блоком футсвитча, чтобы неисправные ножные футсвитчи можно было заменить за несколько минут. Он должен был быть значительно меньше, чем Centaur. За исключением важных ограничительных диодов, он должен был иметь компоненты поверхностного монтажа, которые занимают меньше места на плате, чем традиционные компоненты, монтирующиеся в отверстия. Финнегэн также хотел доказать себе и тем, кто говорил, что это невозможно, что при тщательном подборе компонентов и продуманной разводке платы он может создать преемника, который будет звучать точно так же, как Centaur.
"Это оказалось довольно сложной задачей", - говорит Финнегэн. "Мы с моим помощником Джоном Перотти потратили почти два года на прослушивание различных конденсаторов поверхностного монтажа в различных местах схемы, прежде чем я почувствовал, что это было достигнуто". И наконец, он хотел, чтобы новое устройство было визуально уникальным, а это непростая задача, учитывая, что устройство будет заключено в стандартный корпус.
Единственной новой функцией, которую хотел добавить Финнегэн, был переключатель, позволяющий гитаристу самостоятельно выбрать буферизованный байпас оригинального Centaur или труЪ байпас. "Без буфера происходит очень заметная деградация сигнала из-за ёмкости, присущей гитарным кабелям, - говорит Финнегэн, - но некоторые люди предпочитают именно его, поэтому я хотел предусмотреть такую возможность в новом устройстве". Он быстро добавляет: "Мой хороший друг Пол Кокрейн, известный как производитель примочек Tim и Timmy, был тем парнем, который разработал схему коммутации, так что респект и уважуха Полу".
Чтобы довести KTR до ума, потребовалось много, очень много времени. И хотя Финнегэн говорит, что это было гораздо сложнее, чем он ожидал, он считает, что он достиг всех своих целей. "Он звучит так же, как Centaur, занимает значительно меньше места на педалборде, стоит дешевле, и он отличителен эстетически - в нём есть что-то от Klon". Он смеется: "Что бы там ни было с Klon".
Очевидно, что вы возлагаете большие надежды на свои проекты, хотя вас также озадачивает реакция, которую они вызывают. Что вы хотите, чтобы люди увидели в Klon?
Я хочу, чтобы люди ожидали от меня и от Klon исключительных в прямом смысле этого слова разработок - концептуально обоснованных и хорошо выполненных. Разработки, которые уникальны и которых нельзя ожидать ни от одного другого разработчика, каким бы талантливым он ни был.
Когда вы разрабатывали Centaur, вы исходили из каких-то предположений о том, кому он будет интересен?
Я исходил из предположения, что есть много гитаристов с действительно хорошими гитарами и действительно хорошими усилителями, которые ищут педаль овердрайва, которая - независимо от того, добавляет она грязь или нет - не испортит то, что у них уже есть и что им нравится. Учитывая популярность Centaur и теперь KTR, я бы сказал, что это подтвердилось.
По вашему мнению, педали лучше работают с синглами или хамбакерами?
Нет. У меня нет какого-то особого предпочтения к гитарам с синглами или хамбакерами. Мне нравится практически всё, что есть под солнцем в электрогитарах, и за эти годы у меня было множество самых разных гитар. У каждой из них есть своя фишка, и когда я работал над схемой, я постоянно думал о том, как эффективнее сохранить и подчеркнуть сущность того инструмента, сигнал с которого он получает.
Что вы можете сказать о примочках Centaur, которые иногда появляются на eBay с заявлением, что они "новые, с полной гарантией" - это подделки?
У меня есть очень близкая подруга, мать-одиночка работающая за очень маленькую зарплату. Время от времени ей нужна небольшая финансовая помощь. Я знаю, по какой цене продаются подержанные примочки, поэтому в какой-то момент после снятия с производства Centaur мне пришло в голову, что если и когда ей это понадобится, я могу сделать Centaur и отдать его ей, чтобы она продала его на eBay, а вырученные деньги использовала для поддержания жизни. Это сработало очень хорошо, и я буду продолжать это делать до тех пор, пока мои старые детали Centaur не закончатся. С тех пор, как я снял с производства Centaur, многие люди спрашивали меня, не рассмотрю ли я возможность сделать его для них - иногда предлагая мне довольно значительные суммы денег - но я не собираюсь этого делать. Единственные Centaur, которые я ещё делаю, это те, которые я делаю для неё и я не зарабатываю и не получаю за них ни цента.
Как вы считаете, сохранят ли кентавры свою высокую ценность теперь, когда появился KTR?
Да, в целом я думаю, что сохранят. Они коллекционные и - за одним небольшим исключением, о котором я только что упомянул - их больше не будут производить, если только я не сильно ошибаюсь. Почти для всех KTR сейчас является гораздо более разумным вариантом: Он звучит так же, он намного меньше, он чертовски дешевле - $269 в розницу - и вам не нужно беспокоиться о потере чего-то, что стоит $1,000 или $1,500 или $2,000, если его украдут. С другой стороны, у Centaur есть что-то своё, что действительно нравится людям и за что они готовы платить серьезные деньги. Конструкция достигла определённого статуса - я бы использовал аналогию со старыми Marshall, окрашенными в кастомовые цвета. У меня есть две небольших 50-ваттных головы Marshall Lead модели 1987: Одна - в чёрном толексе, с алюминиевой панелью 1970 года, а другая - в красном толексе, с плекси-панелью 1969 года. У них одинаковая схема и они звучат почти одинаково, но, конечно, красная стоит гораздо больше, чем чёрная. Мне нравятся крутые, уникальные вещи, как и любому другому, поэтому я не в том положении, чтобы критиковать кого-то за то, что он готов заплатить больше, чем я сам, или больше, чем большинство людей, если он так сильно этого хочет.
Каковы демографические характеристики типичного пользователя Klon?
Кажется, что это более или менее все. Ребята из бэби-бумеров, которые всё еще интересуются только той музыкой, на которой они выросли, но также много молодых людей, играющих инди-рок, а также ряд музыкантов, чьё творчество является более экспериментальным и не поддаётся простой классификации.
"На этих двух фотографиях изображён мой испытательный стенд для плат Centaur, на котором установлена одна из моих экспериментальных плат", - делится Билл Финнеган. "Экспериментальные платы имеют гнёзда для каждого компонента в схеме, что позволяет мне прослушивать любой конкретный компонент и затем заменять его на другой, сохраняя при этом всё остальное неизменным. Эту экспериментальную плату я использовал для разработки KTR. В отличие от Centaur, у которого были компоненты с выводами и платы со сквозными отверстиями, в KTR я хотел использовать компоненты с поверхностным монтажом, что означало, что мы с моим помощником Джоном Перотти должны были потратить огромное количество времени на припаивание выводов деталей для монтажа сквозь отверстия к сотням очень маленьких компонентов для поверхностного монтажа, чтобы мы могли оценить их и выбрать те, которые позволят KTR звучать так же, как Centaur". Фото - Нолан Йии
Что вы можете рассказать нам о германиевых диодах, которые вы так любите использовать в своих схемах?
В 1993 и '94 годах, когда стало ясно, что мы с Фредом приблизились к созданию того, что я считал полноценным воплощением возможностей нашей схемы, я начал скупать в больших количествах все диоды, которые, по моему мнению, могли бы подойти для встречно-параллельной пары, ограничивающей сигнал, за исключением тех случаев, когда схема работает в режиме чистого усиления. Это было до появления Интернета, поэтому я ходил в публичную библиотеку, искал дистрибьюторов в Thomas Register, а затем звонил этим дистрибьюторам, чтобы узнать, что у них есть - электронной почты тогда ещё не было! Поначалу я заказывал и германиевые, и кремниевые диоды, но довольно быстро я начал концентрироваться на германиевых. Обычно, хотя и не всегда, они звучали для меня более естественно, чем кремниевые. После месяцев и месяцев прослушивания я почувствовал, что конкретный германиевый диод из старых запасов звучит в схеме лучше всего, поэтому я решил, что должен купить столько таких диодов, сколько смогу себе позволить. В конце концов, я нашел дистрибьютора, у которого их было значительное количество. Они поставляли их для крупного OEM-производителя, который без всякого предупреждения, как я понял, прекратил использование этой детали. Я купил их все по хорошей цене. Дистрибьютор был в восторге от возможности продавать их, а не поедать.
В KTR используются такие же диоды?
Да, в KTR точно такие же диоды NOS, как и во всех кентаврах.
Что вам нравится в звуке этого диода, когда он ограничивает амплитуду?
Это немного сложнее, потому что ограничение диода происходит поверх клиппинга оп-ампа в основном каскаде усиления. Таким образом, происходит клиппинг операционного усилителя, затем ограничение диодов. Но чтобы ответить на ваш вопрос, эти конкретные диоды во встречно-параллельной паре в схеме просто производит очень естественно звучащее искажение с точки зрения гармонического отклика. Оно не резкое, но и не округляет высокие частоты чрезмерно. Он не компрессирует сигнал так сильно, как это делают многие германиевые диоды, но, с другой стороны, он обеспечивает небольшую, как мне кажется, именно такую компрессию.
Какие ещё производители педалей используют именно эти диоды?
Насколько мне известно, никто. Это деталь, которая уже несколько десятилетий как снята с производства, так что даже если кто-то и сможет определить его, я сильно сомневаюсь, что он сможет найти хоть один - я сам пытался много раз.
Над чем вы сейчас работаете?
В последнее время я почти полностью сосредоточился на создании хорошей долгосрочной договорённости о производстве KTR. Подобные вещи всегда были для меня более сложными, чем для кого-либо другого, но я признаю, что у меня есть требования - конкретные вещи, на которых я настаиваю - которые есть у немногих, если вообще есть у других людей, так что я думаю, что повышенная сложность ожидаема. Я не утверждаю, что мои вещи обязательно более качественные, чем чьи-либо другие, но скорее мои критерии несколько иные, и поэтому процесс неизбежно также несколько иной.
Какова текущая доступность KTR?
Устройство должно быть широко доступно - через дилеров как в США, так и в различных других странах - к тому времени, когда это интервью будет опубликовано. Надеюсь, к тому времени я найду время, чтобы сделать обновленный веб-сайт Klon, на котором, конечно же, будет контактная информация текущих дилеров.
В верхней части KTR размещён текст, который, очевидно, вызвал разногласия у некоторых покупателей: "Пожалуйста, помните: Нелепая шумиха, которая многих оскорбляет, создана не мной".
Многие люди поняли, что я хотел сказать, и им действительно нравится этот текст, в то время как другие находят его отталкивающим или даже оскорбительным. Это язвительное замечание о том, что я не могу нести ответственность за бурление говн, которое присутствует в различных дебатах о Klon с самых первых дней существования Centaur. Я знал, что, используя этот текст, я немного взбудоражу ситуацию, но я подумал, что было бы интересно и забавно посмотреть, как, реагируя на него, люди будут выбирать либо секту сторонников, либо секту ненавистников.
Что ждет компанию Klon в будущем?
В последнее время я много думал об этом. Часть меня хочет работать над имеющимися у меня конструкторскими идеями, доводить их до совершенства и затем выпускать получившиеся устройства. Другая часть меня хочет либо воздержаться от работы над этими идеями, либо работать над ними, завершить их к своему удовлетворению, а затем не выпускать получившиеся устройства. Как вы можете знать или не знать, многие недобросовестные люди присвоили себе мои труды по созданию схем Centaur и KTR и продают педали, в которых используются мои схемы, и, по крайней мере, в некоторых случаях они делают на этом большие деньги. И, очевидно, я ничего не могу с этим поделать с юридической точки зрения.
Помимо денег, которые они зарабатывают на моей работе, есть ещё вопрос о том, как звучат эти педали. Насколько я понимаю, некоторые из этих людей утверждают, что их версии звучат "идентично" моим, что - по причинам, относящимся не только к ограничительным диодам, о которых вы меня спрашивали, - я считаю очень маловероятным. Какими бы знаниями ни обладали эти люди, я собираюсь пойти на хитрость и заявить, что они вряд ли смогут стать хорошей или достаточной заменой моему опыту работы с этой схемой: Я был одним из её разработчиков, я вручную сделал и прослушал около 8000 устройств Centaur, я потратил два года на то, чтобы убедиться, что KTR будет звучать так же, как Centaur, и я вложил в неё почти 25 лет своей жизни. Если педали других ребят звучат неправильно, то, конечно же, репутация Klon и моя репутация как человека, который серьёзно заботится о качестве того, что выходит под маркой Klon, неизбежно пострадает.
Итак, я думаю следующее: Если любой мой новый девайс будет содран сразу же после его выпуска, если недобросовестные люди снова будут делать деньги на моей работе, и если, кроме того, репутация Klon и моя личная репутация будут под угрозой каждый раз, когда кто-то решит выпустить свою собственную версию одной из моих разработок, тогда где мой стимул выпускать что-либо новое вообще? За последние несколько лет я говорил об этом с рядом других разработчиков педалей - хорошими людьми, которые разрабатывают свои собственные схемы, и чьи схемы также были содраны - и мы все согласны с тем, что сейчас у любого из нас есть огромный стимул для создания и выпуска новых устройств.
Насколько я понимаю, многие люди, пишущие на различных интернет-форумах, считают, что это замечательно, что у потребителя педалей будет больше выбора - как это может быть плохо? Вот как это может быть плохо: Возможно, талантливые разработчики педалей - оригиналы - просто перестанут конструировать примочки и направят свои таланты в другое место, чтобы применить их в создании других классов устройств, которые не могут быть содраны так легко.
Создатель Klon Билл Финнегэн захотел разместить этот текст - который относится к баттхёрту вокруг его знаменитой модели Centaur - на корпусе своей новой педали KTR. "Это язвительное замечание о том, что я не могу нести ответственность за бурления говн, которые возникают в различных дебатах о Klon с самых первых дней появления Centaur", - говорит он. "Я знал, что, используя этот текст, я немного взбудоражу ситуацию, но я подумал, что будет интересно и забавно посмотреть, как, реагируя на него, люди будут самостоятельно выбирать либо секту "сторонников", либо секту "ненавистников"
Топ 5 мифов о Klon
На форумах, посвященных оборудованию, регулярно появляются всевозможные дебаты о Klon. Вот наиболее распространённые заблуждения:
1. Centaur - это слегка изменённая схема [вставьте название существующей педали здесь].
По словам представителя Klon Билла Финнегэна, "это гораздо более сложная схема, чем типичная схема овердрайва/буста. Эти утверждения прекратились почти сразу после того, как в 2007 году она была подвергнута ре-инжинирингу и схема была опубликована в Интернете."
2. Некоторые кентавры звучат лучше, чем другие.
Финнегэн говорит, что слышал подобные утверждения о ранних устройствах и более поздних, золотых и серебряных. "Дело в том, что под капотом они все в основном одинаковые. В 1995 году я сделал три небольших изменения: Я добавил резистор, чтобы дать схеме некоторую защиту от статического заряда, подаваемого на ее вход - изменение, которое не имеет влияния на звук. Я также изменил конструкцию печатной платы, добавив плоскость заземления для лучшего заземления - опять же, никакого влияния, кроме потенциального уменьшения гула. И я добавил резистор, чтобы придать схеме очень небольшое количество дополнительной отдачи на низких и средних частотах - я хотел, чтобы она имела немного больше округлости при использовании, скажем, Страта в Super Reverb. Других изменений я не делал".
3. KTR не звучит/не может звучать так же хорошо, как Centaur.
Финнегэн говорит, что это утверждение возникает потому, что в KTR используются детали поверхностного монтажа, в то время как в Centaur (и большинстве других педалей) используются детали монтирующиеся в отверстия. "В течение двух лет мы с моим помощником Джоном Перотти прослушивали сотни различных деталей поверхностного монтажа", - объясняет Финнегэн. "Хотя этот процесс не был лёгким или приятным, мы оба чувствуем - и теперь многие другие люди тоже - что я достиг своей цели: при тщательном подборе компонентов KTR звучит так же, как и Centaur".
4. Чтобы Centaur или KTR звучали хорошо, нужно играть очень громко.
"Вам нужно установить ручку громкости на достаточно высокий уровень, чтобы сигнал нагружал входной каскад усилителя сильнее, чем сигнал в байпасе", - говорит Финнегэн. "Другими словами, вы должны использовать устройство как овердрайв в прямом смысле этого слова". Здесь предполагается, что гитарист использует Centaur или KTR в паре с полностью ламповым усилителем. "Всегда хорошо, если ваш усилитель достаточно мощный, чтобы получить гармонический отклик и искажения, которые возникают при клиппировании ламп и насыщении выходных трансформаторов. Это независимо от того, играете ли вы через 4-ваттный или 100-ваттный усилитель".
5. Некоторые клоны звучат "точно так же", как Klon.
Финнегэн утверждает, что, учитывая несколько факторов - особенно редкость германиевых ограничительных диодов кентавра - было бы чрезвычайно сложно создать идентично звучащий овердрайв/буст.
Если вам понравился перевод и вы хотите читать и новые публикации, вы можете поддержать развитие сайта, воспользовавшись формой, расположенной в самом низу страницы (справа).