40 лет BOSS SD-1

Super Overdrive

 

Майкл Моленда

Boss Info, Май 2021

перевод с английского

 

Появившийся в 1981 году Super Overdrive SD-1 полюбился гитаристам всех жанров. Узнайте его историю от истоков рока до наших дней.

Предыстория гитарных примочек.

 

Не всегда существовала возможность обработки звучания гитары с помощью напольных эффектов. В 1946 году компания Rowe Industries выпустила первую коммерчески доступную отдельную гитарную примочку. Педаль DeArmond Trem-Trol была примитивной технологией. Она создавала эффект тремоло, пропуская сигнал через раствор жидкого электролита. В то же время, электродвигатель приводил в движение шпиндель, возбуждающий колебания сигнала. Это приводило к модуляции громкости, создающей эффект тремоло. Довольно сложный процесс.

К счастью для будущих одержимых примочками гитаристов, Бо Диддли использовал Trem-Trol в хите под названием Bo Diddley в 1955 году. Это на следующие десятилетия проложило дорогу гитаристам, стремившимся улучшить своё звучание с помощью напольных эффектов. Когда в '60х годах на сцену вышли транзисторы, всё изменилось. Производители смогли превратить хрупкие, часто громоздкие педали в доступные примочки, которые мы обожаем.

Транзистор спешит на помощь

 

Благодаря этому маленькому чуду, в 1962 году Gibson Maestro Fuzz-Tone стала первой транзисторной педалью дисторшна. Триумфа не состоялось. Мало кто из гитаристов вообще обратил на неё внимание. Всё изменилось, когда Кит Ричардс воспользовался Fuzz-Tone, для исполнения рифа (I Can't Get No) Satisfaction" в 1965 году. Бац, и тут же все захотели того же [это не было первым применением фузза (его и раньше можно было услышать, к примеру, у Ventures в композиции The 2000 Pound Bee 1962 года), но стало первым коммерчески успешным – прим. переводчика]. Музыка шестидесятых расширила границы уникальных, захватывающих и просто странных гитарных звуков.

Примочки стали значимой частью коллективного мышления гитаристов. К семидесятым стало очевидно, что напольные эффекты становятся крупной индустрией. Несколько ныне легендарных компаний, производящих примочки, стремились удовлетворить рыночный спрос.

 

Примочки BOSS вступают в игру

 

В начале и середине 1970-х годов компания Roland выпустила несколько безумных педалей. Среди них были AF-100 BeeBaa, AF-60 BeeGee и AG-5 Funny Cat. В 1973 году компания создала дочернее предприятие BOSS, полностью предоставив ему разработку эффектов нового поколения. Первые релизы появились в 1976 году: CE-1 Chorus Ensemble, BF-1 Flanger, DB-5 Driver и GE-10 Graphic Equalizer. (GE-10 известен тем, что его использовал Эдди Ван Хален на заре своей музыкальной карьеры).

Эти громоздкие устройства сжирали ценную площадь на педалбордах гастролирующих музыкантов, и BOSS всерьёз начали двигаться в сторону миниатюризации. Первые компактные педали компании дебютировали в 1977 году. Они сделали это настолько правильно, что базовая конструкция корпуса не меняется уже 44 года.

 

По мнению Джоша Скотта, автора книги "Примочки: 100 педалей величайших гитаристов мира", такие педали, как жёлтая OD-1 OverDrive, зеленая PH-1 Phaser и красная SP-1 Spectrum, подняли его класс, как музыканта. Скотт восхищался скачком уровня педалей. "Серия превратилась в подобие коллекционных карточек или фигурок – "Купите их все!", - пишет он. "BOSS не только довели внешний вид до совершенства, но и у них были средства, чтобы продвигать их на рынке, как ни одна компания, выпускавшая примочки до этого".

От OD-1 до SD-1

 

Базис SD-1 Super Overdrive был заложен педалью OD-1 Overdrive 1977 года. OD-1 стала одной из первых примочек, действительно имитирующих звучание перегруженного усилителя. В ней была применена асимметричная схема ограничения, что предотвращало одинаковость искажений положительной и отрицательной полуволн. Это техническое преимущество позволило получить более сложные гармоники дисторшна, чем у большинства примочек.

 

Однако каким бы удивительным для своего времени ни был OD-1, к восьмидесятым он стал устаревать. В конце концов, в июле 1985 года, BOSS сняла ее с производства. "Некоторые считали, что звучание OD-1 было слишком сладким, а частотный диапазон недостаточным", - написал дизайнер Кандзи Кубо в книге "The BOSS Book". "Именно поэтому мы добавили регулятор тембра в SD-1".

Нестареющая классика

 

Среди прочих преимуществ, благодаря бусту в области средних частот и подрезанному низу, педаль является отличным инструментом для разгона винтажных ламповых усилителей. Он может превратить среднегейновый усилок в хайгенового монстра, или добавить клин-каналу усилителя жёсткости и дерзости. Мощный рёв SD-1 сохраняет самые тонкие динамические нюансы исполнителя. В результате многие гитаристы оценивают его как один из лучших универсальных перегрузов BOSS.

олкеПризнание легендарных гитаристов

 

SD-1 произвёл впечатление не на одного гитарного героя.

 

Среди известных пользователей - Эдди Ван Хален, Стив Вай, Закк Уайлд, Джон Файв, Марк Нопфлер, Джош Хомме, Ричи Самбора, Рэб Бич и Уоррен ДеМартини. Не говоря уже о Джейсоне Беккере, Кирке Хэмметте, Роберте Смите, Джонни Гринвуде, Брюсе Кулике, Линдси Бэкингеме, Брэде Уитфорде, Трэйси Ганзе и даже басисте Джон-Пол Джонсе.

 

SD-1 часто можно увидеть в педалборде Эджа со времён тура Boy в 1981 году. Недавно он засветился на рэковой полке музыканта в репортаже Rig Rundown от Premier Guitar об инструментах и оборудовании Эджа. Джимми Пейдж играл через SD-1 во время своего пребывания в The Firm, даже Дэвид Гилмор прибегнул к нему для своего второго сольного альбома, About Face, в 1984 году.

Звезда экрана

 

Поклонники SD-1 могут заметить примочку в различных видео. Например, вы можете увидеть Джека Уайта, использующего SD-1 во время выступления White Stripes на Top Of The Pops в 2002 году.

На короткое время SD-1 появляется сбоку сцены, когда Джон Фрушанте играет свой первый концерт после возвращения в Red Hot Chili Peppers, 8 февраля 2020 года.

SD-1 можно увидеть на педалборде Дона Фелдера во время тура группы Eagles Hell Freezes Over в 1994 году. В педалборде Кэрри Браунштейн из Sleater Kinney, педаль стоит рядом с BOSS BD-2 Blues Driver.

 

Трюки и советы от рок-звёзд

 

Также поучительно и просто супер-круто узнать, как гитарные звезды используют SD-1. Конечно, большинство гитаристы позволяют схеме SD-1 делать свое дело. Но иногда кто-то вроде Джоша Хомме придумывает изящный трюк.

 

Хомме может быть очень скрытным в отношении оборудования. Тем не менее, он рассказал, что ему нравится использовать SD-1 в качестве своеобразного требл-бустера старой школы. Гитарист Queens Of The Stone Age/Them Crooked Vultures выкручивает Drive до упора влево, а Tone до упора вправо. Попробуйте сами.

В музыкальном клипе Manic Monday, Принс наклоняется и настраивает SD-1 во время выступления.

Многие сессионные профессионалы часто работают в качестве приглашённых музыкантов на телешоу или благотворительных концертах. В таких случаях, качество предоставленного бэклайна может быть как великолепным, так и ужасным. Эти музыканты часто предпочитают путешествовать налегке, бросая SD-1 в карман своего гитарного чехла. SD-1 гарантирует, что какой бы усилитель их ни ждал, они получат органичный, "узнаваемый" овердрайв.

 

Любимец публики

 

суперзвезды приняли SD-1. Многие журналисты включили SD-1 в различные "маст хэв" списки примочек. Более того, десятки гитаристов продолжают использовать или открывать для себя Super OverDrive. Для издания Guitar Player Celebrates 100 BOSS Compact Pedals 2014 года [интерактивный гид по примочкам BOSS, к сожалению, почивший в бозе, так как какие-то недоумки забанили поддержку технологии Flash – прим. переводчика] сообщество выбрало своих фаворитов. SD-1 занял шестое место. В вопросе: "Какой была ваша самая первая компактная педаль BOSS?" SD-1 достиг третьего места.

SD-1W: переосмысленная версия

 

В 2014 году была выпущена версия Super Overdrive от Waza Craft. Как и любые другие модификации от Waza Craft, SD-1W является дополненной версией оригинала. Здесь наиболее очевидным обновлением является переключение между стандартным и кастомовым режимом. Они предлагают две разновидности классического звучания SD-1. Стандарт – это то, к чему вы привыкли. Режим обеспечивает то, что гитаристы слышали с 1981 года. Тем не менее, есть небольшие обновления схемы. SD-1, SD-1W имеет значительно более гладкую и сбалансированную регулировку тембра. Он прибирает в большей степени жёсткость и резкость верхов. Оригинальный SD-1 всегда обладал свойством прорезать микс. Новый же SD-1W имеет свойство гармонично ложиться в микс, занимая своё место в общем звучании группы. Он звучит так, как будто вы с любовью отремонтировали свой усилитель и привели его в идеальное состояние.

 

Характер Waza Craft

 

Режим Custom дает больше теплоты и меньше рычания, в сигнал добавляются низкие частоты. Это сопровождается небольшим увеличением уровня громкости. Здесь больше низов, нежного кранча и сустейна. Плюс подъём середины в режиме Standard более умеренный. Вы по-прежнему получаете ударную атаку, но уже в боксерских перчатках, а не с голыми костяшками. 

В сущности, усовершенствование SD-1 от Waza - это признание модов последних десятилетий. Идеи позаимствованы у доморощенных кулибиных и начинающих моддеров. Эти люди совершенствуют старые схемы новыми трюками. В случае с SD-1W, это обращение к корням, в то же время, открывая новые горизонты звучания.

 

Среди музыкантов использующих SD-1W –  Майк Стерн, Стив Вай, Джон Петруччи, Билли Даффи, Джон 5 и КТ Танстолл.

Надежность + инновации = наследие

 

Сорок лет - долгий срок для любого продукта, чтобы оставаться на витрине. В мире педалей есть несколько брендов '60х и '70х годов, которые все еще способны вызывать восторг и у новичков и у ветеранов. Но тот факт, что SD-1 2021 года звучит, выглядит и ведет себя довольно близко к SD-1 1981 года - это почти чудо. Джош Скотт хорошо выразил это в книге "Примочки: 100 педалей величайших гитаристов мира".

 

Скотт хвалит инновации BOSS в звуке и схемотехнике и за бессмертный брэндинг и стиль. Педали BOSS до сих пор практически идентичны тем, что были выпущены в первый день. Ни одна другая компания не может этого сказать. Ни одна!

Майкл Моленда дольше всех работал главным редактором Guitar Player. В настоящее время работает директором по контенту журнала Modern Drummer.