Продолжая создавать гитары уникального дизайна Wave, Ironbird, B.C.Rich, неожиданно, удивили музыкантов, появлением в модельном ряде традиционных суперстратов ST. Это привлекло в ряды эндорсеров и более консервативных музыкантов.
Триумф B.C.Rich начался с появления в мастерской Боба Чайковски, на тот момент звукоинженера Aerosmith, который выбрал для Джо Перри один из первых Mockingbird. Следующим удачным шагом было сотрудничество с Kiss. Гитары B.C.Rich стали настолько популярны, что стали мелькать на каждой странице популярных рок журналов тех лет, Metal Hammer, Kerrang и др. Но, к сожалению, на самом пике, начались проблемы. Компанию покинули ведущие специалисты, сперва вице-президент Мэл Ститч, затем ведущий инженер Нил Моузер. В конце концов, и сам Берни отошёл от дел, продав в '89м права на использование своего имени компании Class Axe, которая с '87 занималась распространением азиатских серий, японской NJ и дешёвых Rave, Platinum и т.д.
С этого времени контроль качества был ослаблен, и гитары B.C.Rich превратились в ширпотреб. Хоть это по-прежнему были достаточно неплохие инструменты, но с прежними они не шли ни в какое сравнение, обычная поточная серийка. Имя B.С.Rich пострадало, мало того, что новые, перспективные эндорсеры (в частности Джеймс Хэтфилд из Metallica) отказались от сотрудничества, разбежались и старые. В конце концов, в '93м Берни вернул себе право собственности, и вынужден был потратить немало сил на восстановление старого доброго имени. К сожалению, в '99м он скончался. Дело перешло к его сыну Берни-младшему, который продал контроль над компанией Hanser Music Group, и в 2001м начал делать гитары Rico Jr. При этом он продолжает участвовать в изготовлении некоторых кастом-шоп гитар B. C. Rich.
Кратенькая история брэнда
Начиная с небольшой семейной мастерской фолк-инструментов, Берни Рико, мастер в третьем поколении, замечательный фламенко-гитарист, ученик самого Сабикаса, к началу 70-х переключился с изготовления и ремонта акустических инструментов на изготовление собственных электрогитар. После нескольких гибсоноподобных инструментов, в 1972 году Берни со своим коллегой Бобом Холлом разработали собственную модель Seagull, которая поступила в продажу в '74м.
Рок музыканты тех лет придавали огромное значение подаче музыкального материала. Видеоклипов ещё не было, и каждый концерт превращался в театрализованное шоу. Огромное значение придавалось сценическим костюмам и имиджу, и непохожие на традиционные гитары, B.C.Rich удачно вписались в зарождавшиеся глэм и хэви-метал.
Производство B.C.Rich тех лет не было похоже на промышленное, оно было полукустарным. Берни заказывал то, что можно назвать заготовкой, в мексиканских деревнях, по обе стороны границы Калифорний, в окрестностях Сан Диего и Тихуаны. Берни отправлял древесину, накладки грифа, лады, клей и другие материалы в мастерские, а затем раз в месяц ездил забирать собранные гитары для покраски и окончательной доработки в Лос-Анджелесе. Гитары полностью изготавливались в ручную, практически без применения механизации, вырезались, чуть ли не ножиком на коленке. Спустя многие годы Сал Гонзалес делится воспоминаниями, как это выглядело на практике.
Благодаря тому, что грифы обрабатывались вручную, B.C.Rich могли на месте подогнать профиль грифа индивидуально под руку гитариста. Это привлекло многих музыкантов, кого не удовлетворяли серийные инструменты из магазинов тех лет. Кроме того, заказчик мог на месте обсудить с мастером любые другие детали и пожелания.
За гитарой Seagull последовала модель Eagle, сочетающая традиционный и новаторский дизайн. Позже появился Mockingbird. С последовавшими за ними Bich и Warlock дизайн становился всё радикальнее, появились первые модели, дизайн которых создавался музыкантами, так появились Stealth по проекту Рика Дерринжера, уже игравшего к тому времени на Mockingbird, и Widow, созданная Блэки Лоулесом из W.A.S.P.
До середины нулевых компанию штормило. Практически это были три независимых B.C.Rich. Американская мастерская продолжала возрождённое Берни производство штучных заказных гитар, в небольшом объёме. Hanser распространял азиатские макеты по всему миру, постепенно налаживая качество. Два японских франчайзера Kyowa Shokai и Yasuhara Gakki, обеспечивали японский рынок каждый своим собственными сериями.
Модельный ряд этих лет менялся столь стремительно, что отследить и идентифицировать гитары ещё сложнее, чем импортируемые серии '80х. В конце концов, в конце первой декады нулевых Hanser пригласили легендарного Гроувера Джексона взять в свои руки управление B.C.Rich, и за короткий период правления он упорядочил импортируемый модельный ряд, но самое главное, изменил стандарты. Если ранее импортируемые модели лишь внешне на картинках напоминали американские, то теперь они стали производятся по тем же лекалам, что и в Америке. Переломный 2007 год чётко разграничивает качественный уровень гитар. Если раньше это был обычный ширпотреб, ничем не выделяющийся из массы других, то с тех пор они стали одними из самых качественных гитар на рынке.
Однако это продолжалось недолго, и история повторилась с поразительной точностью. В 2015 году Hanser решили забить на B.C.Rich, и с 2016 года сдали брэнднэйм в аренду компании Praxis (владельцам брэнда Sterling by Music Man). Не правда ли напоминает хождение по граблям с ClassAxe? Praxis практически похоронил брэнд, перенеся всё производство в Китай и сократив модельный ряд до четырёх формфакторов. Это всё было очень грустно, особенно на фоне того, что последние (модели, произведённые года после 2007) корейские B.C.Rich эпохи Hanser были потрясающего качества гитарами.
Самостоятельным от Praxis все эти годы оставался только лишь B.C.Rich Custom Shop, который жил своей жизнью, но поскольку B.C.Rich Custom Shop - это по сути 4 человека, гитар они производили крайне мало, и практически все последние экземпляры ушли в коллекцию Слэша, заказавшего себе по несколько экземпляров Bich и Mockingbird.
И вот, в конце января 2019, ребята из B.C.Rich Custom Shop, во главе с бывшим директором по продажам Hanser, Биллом Ксавье, полностью выкупили права на брэнднэйм и копирайты на все шэйпы у Hanser (главным инвестором выступил Ларри ДиМарзио, благодаря которому и произошло это событие), и решили возродить и серийное производство. Было заявлено переиздание последнего корейского модельного ряда, часть недорогих китайских моделей, а также были анонсированы и новинки. С тех пор и началась новая история компании, о чём я уже рассказывал.