GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Ozzy Osbourne & Andrew Watt

 

 

Исцелитель Оззи

 

Как 29-летний Эндрю Ватт - продюсер Поста Мэлоуна и бывший гитарист California Breed - заставил больного Оззи Озборна встать с дивана и отправиться в студию, чтобы записать Ordinary Man, "спасительный" новый альбом, в котором приняли участие Том Морелло, Слэш, Дафф Маккэган и Чад Смит.

 

 

 

 

 

Ричард Бьенсток

Фото – Сэм Тейлор-Джонсон

Guitar World, май 2020

Перевод с английского

Как 29-летний Эндрю Ватт - продюсер Post Malone и бывший гитарист California Breed - заставил больного Оззи Озборна встать с дивана и отправиться в студию, чтобы записать Ordinary Man, "спасительный" новый альбом, в котором приняли участие Том Морелло, Слэш, Дафф Маккэган и Чад Смит.

"Я всегда говорю вслух самые нелепые вещи, потому что только так они могут произойти", - объясняет Эндрю Ватт, 29-летний композитор, гитарист и продюсер, на счету которого хитовые синглы для Джастина Бибера, Шона Мендеса, Камилы Кабельо и других современных поп-звезд. Теперь он - новый гитарист Оззи Озборна, занявший место в одном ряду с такими легендарными шреддерами, как Рэнди Роадс, Джейк И. Ли и Закк Уайлд.

Что касается "нелепой вещи", которую он сказал вслух и которая привела его сюда? Речь идёт о другой поп-иконе и частом соратнике Ватта - Посте Мэлоуне, который, как гласит история, однажды вечером был в легендарном заведении Rainbow на Сансет Стрип, когда, движимый давней любовью к Князю Тьмы, он купил фотографию Оззи прямо со стены заведения.

Ватт вспоминает: "Когда я это услышал, у меня в голове возникло видение Поста: его татуировки на лице, сигарета в одной руке и пиво в другой, и он идет по Сансет, держа в руках эту фотографию. И я сказал: "Как здорово было бы записать песню с Постом Мэлоуном и Оззи Озборном".

Вскоре после этого Ватт столкнулся на вечеринке с дочерью Оззи, Келли, и сказал ей об этом. Келли, в свою очередь, дома передала предложение своему отцу.


"Она спросила меня: 'Тебе было бы интересно сделать песню с Постом Мэлоуном?'" - вспоминает Оззи, сидя рядом с Ваттом на диване в его доме в Лос-Анджелесе.


Что же он ответил своей дочери?


"Я спросил: 'Кто, блядь, такой Пост Мэлоун?'"


При этих словах Ватт разразился громким смехом. Но достаточно сказать, что Озборн тоже согласился исполнить эту песню. И в результате "Take What You Want" стал его первым синглом, попавшим в Топ-10 за более чем 30 лет. И хотя "Take What You Want" - это скорее трэп-поп в духе Поста Мэлоуна, чем хард-рок в стиле Оззи, Ватт, который выступил продюсером композиции, также добавил в аутро охуенно зажигательное шредерское соло.


"Это значит", - говорит Ватт, - "что в 2019 году на поп-радио будет звучать песня с гитарным соло, что просто замечательно. Для меня, как для гитариста, это самая большая победа, которую я когда-либо мог одержать".


Ну, может быть, вторая по значимости победа. Потому что вскоре после завершения работы над "Take What You Want" у Оззи возникла своя идея: Он попросил Ватта помочь ему с написанием и записью материала для целого альбома, который и стал новым Ordinary Man, первой сольной работой Озборна за последнее десятилетие.

Звучит безумно? Возможно. Но пока давние поклонники Оззи не потеряли рассудок от любви к металу, следует знать, что, хотя Ватт и является чем-то вроде современного поп-вундеркинда, этот человек также умеет играть на рок-гитаре.


И не стоит верить нам на слово. Для начала ознакомьтесь с одноимённым альбомом 2014 года California Breed, до безумия заводного пауэр-трио, в котором тогда ещё совсем юный Ватт играл вместе с легендарным вокалистом/басистом Deep Purple Гленом Хьюзом и барабанщиком Джейсоном Бонэмом.


Или возьмите сольный гитарный EP Ватта 2015 года Ghost in My Head. Или поговорите с ним и послушайте его восторженные рассказы о детстве, проведённом в поклонении шестиструнным богам, таким как Джимми Пейдж, Джон Фрушанте, Тони Айомми и, прежде всего, Мик Ронсон, сайдмену Дэвида Боуи.


А ещё лучше - просто послушайте альбом Ordinary Man, который полон тех слэмовых риффов ("Straight to Hell", "Eat Me") и шредерских соло ("Goodbye", "All My Life"), которые мы все привыкли ожидать, если не требовать, от записей Оззи Озборна. Но не стоит заблуждаться: Ordinary Man - это не просто металлический "One-Trick Pony" [намёк на фильм с Полом Саймоном - прим. переводчика].


Здесь есть и большие, смелые, мелодичные рок-боевики ("Today Is the End", "Holy for Tonight"), и мощные цепляющие гимны (первый сингл "Under the Graveyard", "Scary Little Green Men"), и панковская, в духе MC5 и Motorhead ("It's a Raid"), и заглавная композиция, сентиментальная, украшенная скрипками баллада, которая, возможно, является самой трогательной песней Озборна на сегодняшний день.


Но насколько она затронула?

"Она заставила мою сестру плакать", - признаётся нам Оззи. "Я сказал ей: 'Всё не так уж плохо!'".


В этой песне, Ordinary Man, на фортепиано и вокале также участвует не кто иной, как Элтон Джон. Но он не единственная звезда, приложившая руку к Ordinary Man. Ватт также привлек Слэша (который играет соло в "Straight to Hell" и заглавной композиции) и Тома Морелло (который добавил фирменные шестиструнные визги и скретчи в "Scary Little Green Men", а также несколько реактивных риффов в "It's a Raid") и собрал "звёздную" группу из барабанщика Red Hot Chili Peppers Чада Смита и басиста Guns N' Roses Даффа Маккэгана.


Результат, в котором Ватт выступил в роли продюсера, гитариста, ключевого композитора, главного мотиватора и, в некотором смысле, творческого опекуна (Озборн, который год восстанавливался после травм и болезней, характеризует Ordinary Man как "спасительный"), заслуживает того, чтобы безо всяких сомнений называться по-настоящему классическим альбомом Оззи.
 

И Оззи это знает.


"Люди говорили мне, что это мой лучший альбом", - рассказывает он. "И работать с Эндрю было так здорово. Некоторые продюсеры, с которыми я работал в прошлом, были кончеными уёбками. Ты делаешь то, что они говорят, а они в ответ давят ещё больше. Но Эндрю, он мне теперь как брат. Я обрёл друга на всю жизнь".


Ватт смеётся. "Оззи всегда говорит мне подобные вещи - о том, что он обрёл друга на всю жизнь и бесконечно мне благодарен. А я такой: 'Какого хуя ты мне это говоришь? Ты же Оззи!" Я просто чувствую себя таким блаженным и таким счастливым, что смог записать с ним эту пластинку. Я даже не чувствую, что я её записал. Я чувствую, что покинул своё тело. Это безумие".


"Так что можно сказать всем ребятишкам, что играют на гитаре? Мечты сбываются".

Оззи, сначала вы работали с Эндрю над песней Поста Мэлоуна "Take What You Want". Что привело к решению записать с ним целый альбом?


"Как я думал, последний год я был в полной жопе из-за операции на шее и этой грёбаной проблемы с позвоночником. Я был подавлен и впал в депрессию". [Озборн провёл 2019 год в больнице и за её пределами, борясь с потенциально смертельной стафилококковой инфекцией в руке, гриппом, перешедшим в пневмонию, и осложнениями после аварии, потребовавшей операции на позвоночнике и шее; при этом он отменил несколько туров и приостановил всю музыкальную деятельность. Кроме того, сразу после этого интервью он объявил о диагнозе PRKN 2, одной из форм болезни Паркинсона.]


"А то, чем я занимаюсь, - музыка - это лучшее тонизирующее средство, которое только может быть. И по какой-то причине мы с Эндрю так хорошо поладили. Так мы перешли от записи песни с Постом Мэлоуном к записи альбома. Всё происходило на скорую руку, что мне всегда нравится, потому что очень часто, когда ты что-то планируешь, это не срабатывает. Но с Эндрю все получилось так быстро".


Эндрю, какова была ваша первая реакция на предложение записать совместный альбом?


"Ну, сначала это предложила Келли, потом Шэрон [Озборн, менеджер и жена Оззи], и Оззи тоже загорелся этой идеей. А я сказал: 'Звучит потрясающе... но я не знаю, подхожу ли я для этого'. Я имею в виду, что знаю свою историю рок-н-ролла, и это то, что я люблю. Но я также не хотел выпускать говёный альбом Оззи! Это моя любимая музыка. Так что мне пришлось подумать - не потому, что я не хотел этим заниматься, а потому, что я просто не знал, способен ли я на это".


"Но я взял телефон и позвонил Чаду Смиту, моему хорошему другу, с которым я записываю очень много музыки, и сказал: 'Они хотят, чтобы я записал альбом Оззи. Что ты думаешь?" И он ответил: 'Ты, блядь, сделаешь это! Ты потрясающий гитарист! Какие вообще могут быть сомнения? Это же Оззи! Я в деле!'"


"Он подбодрял меня и вселял в меня уверенность, что я смогу это сделать. А потом я подумал: 'Нам нужно найти басиста - кто может быть лучшим рок-басистом, который не только отлично играет, но и является великим композитором?" И я связался с Даффом. И, как и Чад, он спросил: 'Когда мы приступим?'. И я подумал: 'Блядь, ладно... Похоже, мы это сделаем!'"


Как вы втроём работали вместе как группа?


"Дафф и Чад пришли ко мне домой, где у меня в подвале есть студия. Мы расположились там втроём, и я набросал несколько риффов. Так мы и начали. Дафф и Чад помогали мне сделать их лучше, а потом Дафф начинал придумывать какую-нибудь хрень, мы, естественно, переходили к другим частям, и так по кругу".


"И всё это время мы просто слушали Black Sabbath, находились под впечатлением и играли музыку. И за четыре дня мы сделали 10 песен. Как поток сознания. И эти песни вошли в альбом".


Вы сочинили музыку для альбома всего за четыре дня? Как такое вообще возможно?


"Я не могу ответить на вопрос, как это происходит, потому что я действительно верю, что некоторые вещи предначертаны. Мы находимся в студии, и я смотрю на Даффа из Guns N' Roses. Я смотрю на Чада из RHCP. Я самый худший в комнате, и это заставляет меня расти над собой. И мы все думаем об Оззи, не так ли? Он - та красивая девушка, на которую мы пытаемся произвести впечатление".

Оззи, какова была ваша реакция, когда вы услышали всю эту музыку?


"Знаете, я просто взялся за дело. Потому что когда всё приходит так быстро, ты думаешь: 'Действительно ли это хорошо или это мой минутный восторг?' Но потом ты включаешь это кому-то другому, и он говорит: 'Блядь, это охуенно!' А доказательство - в выхлопе".
 

"Это было похоже на поимку удачи за руку. От начала до конца мы сделали всё за месяц. После того как мы сочинили музыку, мы с Оззи вместе сочинили тексты, а потом он сел на стул в моей студии и запел в микрофон. Я сидел рядом с ним и подпевал ему. Вот и всё".


"Но его грёбаная студия находится в подвале, а я долгое время не мог даже ходить. Я думал, что однажды пойду туда и, блядь, пизданусь со ступенек! Но каждый день я шел в студию и возвращался домой с новой песней. А Шэрон спрашивала: 'Что вы там делаете?'"


"Но вы знаете, я просто певец. Я не играю на каком-либо инструменте. Я чувствую музыку. Мелодия у меня в голове. И я приходил с мелодиями, и мы обменивались мнениями, и так и надо делать".


"Я не всегда прав, но и не всегда ошибаюсь. Как и Эндрю. Так что лучшие идеи проходили проверку".


Эндрю, никто не стал бы упрекать вас в том, что вы просто сочинили кучу тяжёлых риффов, сыграли несколько шредерских соло и на этом всё закончилось. Но вам удалось сделать нечто более масштабное и в то же время включить в песни множество ключевых "оззизьмов", если не сказать больше.


"Ну, у Оззи есть одна особенность: поскольку он не играет на музыкальных инструментах, это дало нам определённую свободу. Мы могли двигаться в музыкальном плане куда угодно. А он знает толк в мелодиях. Его что-то вдохновляет. Знаете, в такой песне, как "Ordinary Man", есть много переходов от мажора к минору. Он ухватился за это, и его голос как бы парит над этим".


"Но я помню, как за день до того, как мы впервые встретились с Даффом и Чадом, я слушал все свои любимые вещи - все альбомы Black Sabbath, все мои любимые альбомы Ozzy, все те песни, которые я люблю, и спрашивал себя: 'Что делает их великими?'"


"Я делал небольшие заметки в своей голове: Почему все любят "War Pigs", помимо потрясающего риффа? Да потому, что в ней Оззи поет во всё горло. [напевает] 'Generals gathered in their masses'. Ничего, кроме вокала... а потом - бац! - рифф. И вот мы придумываем музыку для "Straight to Hell", и я говорю: 'Нам нужна пустота, и Оззи должен заполнять вокалом пустоты. Людям это понравится'".

Эта песня также начинается с классической фразы Оззи.


"Точно. Я говорю: 'Окей, Оззи Озборн выпускает альбом впервые за 10 лет. Первое, блядь, что я хочу, чтобы люди услышали, это "All right now!"'. Как "Sweet Leaf". Вы слышите это, и вы в теме. А ещё такая песня, как "All My Life", мне нравится, когда Оззи поет очень мелодично под 12-струннку, как в "Mama, I'm Coming Home"".


"Так что мы попробовали сделать что-то подобное". По сути, всё время, пока я создавал этот альбом, я чувствовал себя 12-летним. Чего я хочу как рок-фанат от Даффа, от Чада, от Оззи? Что я хочу услышать? Что хотят услышать фанаты? В этом и заключалась идея".


"Была музыка, и мелодии просто пришли. "Scary Little Green Men" превратилась в песню за час. Так же как и "It's a Raid". Здорово, когда такое случается".


Говоря прямо, Оззи известен тем, что в его группе есть "горячие" шредеры. Было ли это большим давлением на ваш разум, когда дело доходило до записи соло?


"Я старался вообще не думать об этом, потому что это может стать твоим злейшим врагом. Но знаете, мы писали песни, и я спрашивал: 'Кто, по-твоему, должен сыграть гитарное соло?' Потому что я хочу быть ценным для него и его фэнов. А Оззи говорил: 'Ты будешь играть это грёбаное соло!'"


"Он отличный гитарист! И что меня восхищает в Эндрю, так это то, что в том пространстве для соло многие просто пилили бы на всём его протяжении. Я имею в виду, что мы все видели, как в грёбаные восьмидесятые все пилили. Каждая грёбаная волосатая группа поливала, поливала, поливала. Везде. И ты говоришь: 'Да, ёб жеж твою мать!'"


"Но Эндрю мыслил мелодично. Он начинал с мелодии, потом уходил в сторону, а потом возвращался к ней. У него есть чутьё. А ещё вкуснее, когда кто-то может дополнить то, что я пою. Я имею в виду Закка Уайлда, он охуенно хорош, он великолепен. Но и Эндрю тоже. И Закк слышал пару записей. Мой барабанщик Томми [гастрольный барабанщик Томми Клафетос] слышал их. Он сказал: 'Мне нравится этот материал. Это здорово'. Они понимают".

"Закк так поддерживал меня. Все меня так поддерживали. Мы работали так быстро, и я просто делал всё, что мог. А Оззи дал мне уверенность в том, что я могу играть эти соло - не зря же в его группе были все эти легендарные гитаристы. Мы писали песню, а потом он говорил: 'Я хочу, чтобы ты сыграл это соло со слайдом'".


"Так в песне Goodbye есть четыре разных соло. Он говорил: 'Сделай эту партию так, а потом попробуй вот так'. Он точно знал, что ему нужно, и мог помочь мне выбрать, что делать".

Как вы строили свои соло?


"Вообще, мне нравится, когда соло цитирует вокальную мелодию или фразировку. Поэтому я не записывал гитарные соло до завершения песни - я никогда не включаю гитарное соло в песню до того, как там появится вокал. Потому что нужно уметь отталкиваться от мелодии вокала, а затем делать гитарное соло на ступень выше".


"Но я подхожу к гитарным соло точно так же, как и к сочинению песен. Когда я сочиняю песню, я всегда стараюсь, чтобы куплет имел один нотный регистр, а припев - другой, и мы никогда не исполняем самые высокие ноты припева ни в одной из предшествующих ему частей".


"Таким образом, припев взмывает ввысь, и это уже совсем другое дело. То же самое происходит и с соло. Для меня гитарное соло - это как мост, и я убедился, что мы либо цитируем ноты, которые уже были, таким образом, они знакомы уху, либо затрагиваем ноты, которых раньше не было, и они развиваются".


"Например, соло в "All My Life" - одно из моих любимых, потому что в нём есть тема. Оно делает что-то, повторяется и возвращается назад. А соло Слэша в "Ordinary Man" цитирует вокал Оззи, что, на мой взгляд, очень важно. А потом он вставил туда все свои "слэшизьмы" и прочее".


Каково это - работать с такими гитаристами, как Слэш и Том Морелло, не говоря уже о таких музыкантах, как Дафф и Чад? Как вы руководите ими как продюсер, чтобы получить то, что вам нужно?


"Понимаете, с Эндрю... [Пауза] Он говорит: 'Ну, я не могу указывать Слэшу, что играть'. Я отвечаю: 'Да скажи ты ему, блядь, что ты хочешь, чтобы он играл! Ты же Эндрю Ватт!'"


"[Смеётся] Ну, я всегда начинаю с того, что позволяю кому-то делать своё дело и выкладываться. Чтобы они не чувствовали себя скованными". Какие вещи делают Слэша лучшим? Что делает Чада Смита лучшим? Я имею в виду, что это только мои вкусы и моё мнение о том, что я считаю такими вещами. Но я попытался выудить из них эти вещи, а потом мы стали сотрудничать".


"Эндрю - охуенный продюсер. Я имею в виду, что с вокалом мне не пришлось много петь. Когда я записывал альбом Black Sabbath с Риком Рубином [альбом 13 2013 года], это не неуважение к Рику Рубину - я люблю его до смерти. Но он говорит: 'Ещё раз. Ещё раз'. А ты в ответ: 'Сколько, блядь, раз...?'"


"Мне всегда нравится записываться, и Оззи это тоже нравится, потому что нет ситуации контрольной комнаты/концертного зала. Мы сидим в комнате так же, как на этом диване. Он держит перед собой микрофон. Мы оба в наушниках. Я сижу рядом с ним. Мы только что закончили сочинять текст, и как только он готов, мы его записываем. Так что эмоции свежие. Они сырые. И Оззи, он делает один дубль, и это охуенно идеально".


"Это просто как 'Окей, он сделал дубль, удвой его. Следующая песня'. Всё было очень быстро, потому что он просто выкладывался. И он придумывал самые крутые концепции для песен. Мы играем музыку, а он нарисовал картинку с инопланетянином. Он сказал: "Мы напишем песню о страшных маленьких зелёных человечках". Кто еще может спеть "страшные маленькие зелёные человечки" и превратить это в мелодию?".


"Ты должен получать удовольствие, чувак. А с Эндрю мы просто отрывались. Моя сестра сказала: 'Этот альбом - лучший из всех'. А я отвечаю: 'Это потому, что мне понравилось его делать!'"

Думаю, многие поклонники задавались вопросом, услышим ли мы вообще какой-нибудь новый альбом Оззи.


"И всё это произошло случайно. Я не планировал записывать альбом - я был посреди своего прощального тура! А потом я подхватил стафилококк в своём гребаном пальце. Это было одно. В сочетании с пневмонией. Я сказал: 'Какого хрена?'. Но работа с Эндрю заставила меня двигаться. Я лежал на спине целый год. У меня было столько боли. Это было лучшее лекарство, чтобы вернуть меня в игру".


Оззи, мне кажется, можно провести связь между тем, как Рэнди Роадс повлиял на вас, когда появился в вашей жизни, и тем, что происходит сейчас с Эндрю. В том смысле, что когда вы встретили Рэнди, вы находились в бедственном положении как в плане здоровья, так и в плане карьеры, и он помог вам переломить ситуацию. Точно так же до встречи с Эндрю вы имели дело со многими медицинскими проблемами, и хотя ваша карьера была сильной на протяжении десятилетий, все более сильной, Вы не создавали никакой новой музыки в течение долгого времени. Но Эндрю явно оказал на вас огромное влияние как в личном, так и в творческом плане.


"Когда я встретил Рэнди и когда я встретил Эндрю... иногда судьба - это, блядь, самая великая вещь в мире. И я верю в судьбу. Если подумать о том, сколько людей живёт на свете, и встретить лишь горстку из них, то некоторые вещи просто обязаны произойти".


"Я лежал на диване и чувствовал себя хуёво. Мне было больно, и я не мог пошевелиться. Так умирают эмоции. И когда Келли пришла и сказала: 'Хочешь записаться с Постом Мэлоуном?'. Я ответил: 'Охуенно. Я не знаю, кто он такой, но я сделаю это'".


"И если бы я не сделал этого, я бы никогда не встретил Эндрю. Как будто какая-то высшая сила, если таковая существует, впустила его в мою жизнь. И мы получили огромное удовольствие от создания альбома. Скоро мы собираемся записать ещё один. И не через пять лет, а прямо сейчас".


Эндрю, вы согласны?


"Абсолютно. Пока он не захочет завязать с этим, я буду записывать альбомы Оззи Озборна. Пригласи меня!"


"Ты как сёрфнгист. Ты ждёшь этой грёбаной волны, и, наконец, получаешь её и говоришь: "Это больше и лучше, чем я даже думал". Есть записи, о которых я говорю: "Блядь, это было не очень хорошее время". Но с этим альбомом у нас такого не было. Над каждым треком мы хихикали и ржали... И именно так я хочу делать музыку".

Бонус: Коллекция Ватта

 

Продюсер Оззи Оpборна Эндрю Ватт делится своей потрясающей коллекцией гитарного оборудования.

 

 

 

 

 

 

Ричард Бьенсток

Фото – Кевин Скэнлон

Guitar World, март 2020

Перевод с английского

 

 

 

 

 

 

Продюсер/гитарист рассказывает о том, что вошло в альбом Ordinary Man, и вспоминает, как Тони Айомми дал ему совет по поводу фидбека.

 

Спустившись в подземную домашнюю студию Эндрю Ватта, расположенную в подвале его дома в Лос-Анджелесе, вы увидите огромное множество гитар - по словам Ватта, его коллекция исчисляется сотнями.

 

Но есть лишь несколько, к которым он обратился при создании Ordinary Man. Первой в этом списке стоит единственная в своем роде модель, которую он получил в подарок, - Les Paul, на которой ранее играл один из его главных авторитетов, Мик Ронсон.

"Это Les Paul Standard начала семидесятых", - говорит Ватт. "Он была запасной гитарой для его [Les Paul] Custom, и вы можете видеть, как он играл на ней, когда выходил на сцену с Иэном Хантером, когда выходил на сцену с Бобом Диланом. Только он играл  на этой гитаре. И это основная гитара на записи Оззи".

 

После этого Ватт снимает со стены электрогитару Gibson SG Special 1964 года , которая, по его словам, "была очевидным выбором для использования". Причина, конечно же, в том, что эта гитара ассоциируется с Тони Айомми (на самом деле, недавняя реплика Gibson Tony Iommi "Monkey" воссоздаёт именно эту модель). И хотя конкретный SG Ватта не является гитарой Айомми как таковой, к ней, в некотором смысле, прикоснулся великий музыкант Black Sabbath.

 

"Много лет назад я был в туре с California Breed - как ни странно, мы выступали перед Слэшем - и мы были в Бирмингеме, Великобритания, на родине Black Sabbath", - рассказывает Ватт. "Мы играли наш сет, я играл на SG, и по какой-то причине у меня возникал самый отвратительный фидбек, который когда-либо возникал на наших концертах".

 

"В середине выступления я поворачиваюсь к своему технику, типа 'Что за хрень?', и в стороне от сцены вижу тень человека в длинном плаще, со сложенными на груди руками. Я наклоняюсь немного вперёд, на свет, и думаю: 'Боже мой, это Тони Айомми стоит на моей стороне сцены и смотрит, как я играю на '64 SG Special с P90... и я, блядь, выкладываюсь по полной!'"

 

"Покидая сцену" -  рассказывает Ватт: "я ухожу за кулисы, а там Тони, и он говорит мне: 'Эй, чувак, это было действительно классное выступление'. А потом добавляет: 'И если тебе интересно, возьми звукосниматели и залей их воском для скейтборда, и они больше никогда не будут заводиться'. Мы с техником сделали это на следующий день - и больше проблем с заводкой не возникало".

 

"Так что на этой SG Тони не играл и к ней не прикасался, но он увидел гитару и помог мне внести в неё изменения, которые сделали её еще лучше. И в итоге я использовал её на всем альбоме Оззи, что является просто странно прозорливой вещью".

Какие еще гитары использовались на альбоме Ordinary Man? Ватт достаёт светлый Fender Telecaster '65-го года, который, по его словам, он использовал для некоторых партий на более чистом звуке в "All My Life", среди прочих песен, а также Gibson Les Paul Junior '59-го года, подаренный Оззи и звучащий в "Under the Graveyard" и соло к "Today Is the End".

 

По словам Оззи, дарение гитары '59-го года - это своего рода ритуал. "Одну я подарил  Рэнди, другую Закку... А вот Джейку, кажется, не дарил", - вспоминает он. "Это что-то, что восходит к временам Black Sabbath - Лесли Уэст однажды подарил Тони леворукий Les Paul Junior. Это что-то вроде гитары, приносящей удачу".

 

Далее Ватт указывает на Danelectro '69-го года и Fender Stratocaster 58-го года, которые использовались для "мерцающих вещей", а также на новую Duesenberg Double Cat (единственную не винтажную гитару на альбоме) и Gretsch White Falcon восьмидесятых годов, которые он использовал для игры слайдом.

 

Также есть пара Martin D-28 1969 года - шестиструнная и 12-струнная - которые, наряду с Gibson Everly Brothers 1962 года, отвечали за все акустические партии на альбоме. Что касается Martin'ов, Ватт говорит: "Мы посмотрели серийные номера и выяснили, что они были сделаны в одном и том же месяце одного и того же года, вероятно, одним и тем же человеком. Так что они как брат и сестра, и так хорошо звучат вместе".

Хотя в распоряжении Ватта был целый океан гитар и усилителей, есть ещё одна вещь, которая была необходима для Ordinary Man, - педаль Univox Super-Fuzz 1960-х годов, которую Ватт называет своим "секретным оружием".

 

"Это звук альбома Оззи", - говорит он, протягивая педаль. "Здесь два звука - один похож на [Smashing Pumpkins] Gish, а другой - на Black Sabbath". Ручки Balance и Expander абсолютно ничего не значат. Вы держите их установленными на максимум всё время. И я использовал её напрямую в линию" [видимо Эндрю имеетв виду, что переключение между этими двумя звуками осуществляется посредством переключателя Tone - прим. переводчика].

 

"Всё, что на записи звучит так, будто гитара выпрыгивает из колонок, например, в середине "Goodbye", или аутро "Today Is the End", или в соло "Under the Graveyard", - это Les Paul или SG, подключенные через Univox и попадающие прямо в Neve".

 

 

 

Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и многие другие предоставленные материалы для перевода.