GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Andrew Watt

 

Ювелир

 

Как феномен продюсирования Эндрю Ватт помог Rolling Stones в рекордные сроки сделать огранку Hackney Diamonds.

 

 

 

 

 

Брэд Толински

Guitar Player, декабрь 2023

перевод с английского

 

 

 

 

 

 


Итак, кем хочет стать каждый ребенок, взявший в руки гитару?" - спрашивает продюсер Эндрю Ватт. "Ты хочешь быть Китом Ричардсом, верно? Вот в чём вся фишка! Так что сделать эту запись и поработать с Rolling Stones, заслужив их доверие, было честью всей моей жизни".

 

В свои 32 года Ватт всё ещё находится в состоянии лёгкого головокружения от работы с величайшей рок-н-ролльной группой мира над её новым альбомом Hackney Diamonds, и кто может его в этом винить? Несмотря на то, что он, пожалуй, самый "горячий" продюсер в музыкальной индустрии, сотрудничавший со всеми - от Оззи Осборна до Эдди Веддера и Майли Сайрус, - уроженец Нью-Йорка все ещё не отошёл от работы с Роллингами и их легендарным гитарным дуэтом Ричардса и Ронни Вуда. "Я видел выступления Rolling Stones бесчисленное множество раз", - продолжает он. Я сказал Киту: "Ты как будто вытащил какого-то чудака из-за баррикад и позволил ему спродюсировать твой альбом".

 

Ватт - несомненный фанатик, и его энтузиазм - не говоря уже о его впечатляющей коллекции гитар и усилителей - находит отклик во всём альбоме Hackney Diamonds, возможно, лучшей работе Роллингов со времен альбома Some Girls 1978 года. Но, несмотря на искреннюю любовь к группе, он не был навязчивым, что заставило вокалиста Мика Джаггера прокомментировать: "У нас был продюсер по имени Энди Ватт, который надрал нам задницу".

 

Ватт рассказал Guitar Player о том, каким образом он надрал им задницу.

Как возник этот проект?


Во время наших первых бесед группа объяснила, что столкнулась с некоторыми творческими препятствиями. В их первоначальном процессе было много остановок и стартов, поэтому моя работа заключалась в том, чтобы помочь им забить мяч в ворота.


Наверное, было страшно сказать Киту Ричардсу, чтобы он взял ноги в руки и шевелил задницей.


Не думаю, что это вообще произошло. У него всегда нож на готове! [смеётся] Но группа дала мне чёткое указание, а в моей работе важен результат. Поэтому я не стал тратить время на пустую болтовню. Я просто попытался дать понять, что пора сосредоточиться и приступить к работе.


Как Вы это сделали?


У меня был бас, и я просто начал играть с Китом. Я считал, что если я смогу заслужить его уважение как музыкант, то смогу общаться с ним в музыкальном плане и давать предложения по аккордам, инверсиям, тональностям и т.д. И мы начали общаться.


Потом, когда мы начали записывать основные ритм-треки в Лос-Анджелесе, я сидел рядом с Китом в комнате для живой записи, напротив Мика и Ронни. Для меня это была очень важная часть процесса. Я хотел убедиться в том, что звук хороший, и когда мы записывали дубли, я мог запомнить их исполнение, потому что я был рядом. Если мы получали хороший дубль, то сразу же двигались дальше. После того как мы сделали основную запись примерно 23 песен, мы приступили к овердабам.

 

Я думаю, что именно на сессиях овердабов я по-настоящему заслужил уважение и доверие Кита. Для меня было очень важно, чтобы все его партии были готовы до того, как Мик добавит свой финальный вокал, и мы действительно много работали вместе, чтобы добиться этого.


Каково было работать с Китом и Ронни? Насколько они были подготовлены, или вы работали над аранжировками в студии?


Многие песни создавались в течение долгого времени. Поэтому после того, как мы прослушали последнюю запись, каждый начинал знакомиться с песней, и мы играли её несколько раз, пока все не выучили её наизусть. И вот тут становится интересно: Вместо финального дубля мы использовали предыдущий, потому что в нем ещё оставалась та искра спонтанности - дубль, в котором музыканты ещё находились в поиске.

Самое страшное в современной музыке - это то, как продюсеры часто убивают исполнение в поисках совершенства.


Я делаю музыку на основе лупов с некоторыми из моих клиентов, но я не хочу слышать Роллингов в таком виде. Никто не хочет слышать Роллингов на какой-то сетке.


Не могли бы Вы рассказать немного больше о том, как Кит и Ронни работают вместе?


Послушайте классическую песню Роллингов, например "Beast of Burden". Вы не можете определить, кто играет соло, а кто ритм, и если бы вы отключили звук одного из них, они бы звучал скудно. Они так здорово заполнили все пустоты, и это заметно на всей пластинке. Возьмём такую песню, как "Angry". Они делают паузы, чтобы обменяться фишками, один держит ритм, а другой отвечает. Они смотрят, слушают и вступают в этот невероятный музыкальный диалог. Если вы хотите убедиться в этом сами, я специально смикшировал песню так, чтобы 90 процентов партий Кита были слева, а Ронни - справа.


Есть, по крайней мере, две композиции, о которых я хотел бы узнать больше. Первая - "Bite My Head Off", в которой Пол Маккартни играет на грозном фуззовом басу.


Это часть гораздо более длинной истории, но, по сути, я работал и с Полом, и с Роллингами примерно в один и тот же период. Постоянный басист Роллингов Дэррил Джонс вообще не вошёл в альбом, потому что был в туре, поэтому все играли на басу по очереди, включая меня, Кита, Ронни и Билла Уаймана.
 

Однажды, беседуя с Полом, я подумал: почему бы не предложить ему сыграть на бас-гитаре в одной из песен? Я понял, что это серьезная просьба: Можем ли мы пригласить кого-нибудь из Битлов поиграть в Роллингах?


Но, на удивление, и Мик, и Пол ответили: "Конечно, без проблем, звучит заманчиво". Они были так спокойны.


Я просмотрел список песен, запланированных к записи. Типичным выбором было бы поставить его на одну из баллад, например, "Dreamy Skies". Однако я подумал, как здорово было бы сыграть на самой агрессивной панк-роковой композиции альбома? Я знал, что Пол любит рок, и они отлично провели время, записывая "Bite My Head Off". Они все смеялись, как подростки.


Как Пол добился такого фантастического перегруза на своём басу?


Когда мы с Полом подружились, я решил сделать ему подарок. Я купил ему еще один леворукий Hofner '64-го года, похожий на тот, на котором он играл в Beatles. Однако я добавил изюминку: мой гитарный техник установил на Hofner схему Univox Super Fuzz, которую можно было активировать с помощью переключателя.

 

Когда я подарил его Полу, он сказал: "Это невероятно чуткий подарок, но зачем? У меня уже есть мой Hofner Beatle - зачем ещё один?". Я ответил: "Просто подключи его и попробуй использовать этот дополнительный переключатель". Внезапно его глаза расширились, и он просто начал терзать его. Я сказал ему принести его на сессию записи, и он не мог остановиться от смеха.


Я поделился песней с Полом накануне, и когда мы пришли в студию с группой, он принёс бас. Во время брейкдауна песни он включил переключатель Super Fuzz, и это была настоящая бойня! Все спрашивали: "Что это было?". Это было уморительно и очень круто.


Я думаю, мы записали всего три дубля этой песни, но почти сразу же Кит и Ронни поднялись на ноги, а Мик вытащил микрофон на середину комнаты, и со здания сдуло крышу. Я думаю, Полу очень понравилось, что он снова стал просто парнем в группе с друзьями, которых он знает уже 60 лет. Прошло много времени с тех пор, как он был с равными, просто подключал свой бас и записывал сессию. Я очень долго не мог стереть ухмылку со своего лица".

Использовали ли Кит и Ронни на альбоме какие-нибудь неожиданные гитары или усилители?


Кит привез своё обычное оборудование, состоящее из четырёх усилителей, которые он использует уже долгое время - это хорошо известное оборудование. Однако для разнообразия я привёз пять усилителей, над которыми работал покойный и легендарный Ховард Дамбл. Киту особенно понравился один из модифицированных Дамблом Fender Twin 1958 года, который он использовал для многих своих овердабов. У него был просто волшебный звук.


Кроме того, на нескольких треках, помимо своих '54 Tele и Gibson ES-355, Кит играл на гитаре Dan Armstrong. Одним из моих самых любимых выступлений Кита является версия "Midnight Rambler" на концерте в клубе Marquee в 1971 году.


Вы можете увидеть это в интернете. Он играет на гитаре Dan Armstrong из лютита, и она звучит невероятно. К сожалению, её украли много лет назад, поэтому я купил такую же '69 года, привёз её туда, и он использовал её на некоторых треках. На "Angry" и "Mess It Up" Кит также использовал синглкат Gibson Les Paul Junior '55-го года TV Yellow. Ронни использовал Junior в песне "Bite My Head Off", но в основном он играл на своем Страте, который то ли '54-го, то ли '55-го года, а также на Zemaitis, который он использовал в хите Faces "Stay With Me". Это было довольно забавно. Каждый раз, когда он подключал Zemaitis, мы заставляли его играть "Stay With Me", и все подпевали ему во всю мощь своих легких.


Одна из лучших композиций на альбоме - мощный дуэт Мика и Кита, исполняющий классическую песню Мадди Уотерса "Rollin' Stone" [на альбоме она называется "Rolling Stone Blues"]. Насколько я понимаю, это была ваша идея.


Да. Во время наших сессий овердаба мы с Китом начали общаться на более личные темы. Однажды я просто спросил его, как он познакомился с Миком, и он рассказал мне эту историю. Он сказал, что видел, как этот парень садился в поезд в Дартфорде, а под мышкой у него было два диска: The Best of Muddy Waters и первый альбом Чака Берри. Оба альбома были импортными от Chess Records, который в то время было практически невозможно найти в Англии. Кит сказал, что Мик "либо станет моим лучшим другом, либо я его ограблю". [смеётся] Они, конечно, стали лучшими друзьями и начали играть вместе.


Но The Best of Muddy Waters был важен и по другой причине. Одна из композиций этого альбома - "Rollin' Stone" - дала название группе. Идея попросить их сыграть эту песню пришла мне в голову не сразу, но зародыш идеи был.
 

Когда же в вашей голове щёлкнула идея предложить Мику и Киту сыграть "Rolling Stone Blues"?


Это произошло не сразу. Однажды, когда мы тусовались с Китом в Нью-Йорке, он сидел со мной и болтал. Но мне было трудно сосредоточиться на его словах, потому что в руках у него была старая акустика Martin, и он играл самый первобытный блюз, который я когда-либо слышал в своей жизни.

Немногие могут так играть блюз. Роберт Джонсон мог, Мадди Уотерс мог, и Кит Ричардс, конечно, может. Он словно был одержим чем-то, передавая суть блюза. Дело не в сложности, а в том, что она была у него в душе, и Кит обладал ею в полной мере. Это было удивительно. Я никогда не думал о том, что он может сыграть медленный блюз Роберта Джонсона, но это то, что он действительно любит. Так что я сделал мысленную заметку об этом.


После этого я сказал Мику, что, по моему мнению, они с Китом должны исполнить для альбома прямолинейный акустический блюз. Мик нашёл эту идею интригующей, но поначалу не согласился, учитывая, что нам нужно было закончить много других песен. Но когда запись начала складываться, Мик снова подтолкнул его к этой идее. Иногда это проходит удачно, а иногда нет. [смеётся] Вдруг я услышал перемену в его голосе, и он твердо сказал: "У меня есть 23 песни, для которых я пытаюсь написать текст. У меня нет ни одной блюзовой песни". Поэтому я немного отступил и не стал настаивать. На этом мы с Миком и остановились.


Что привело к переменам?


В какой-то момент Кит начал рассказывать мне историю о том, как группа обрела своё название, и пока он это рассказывал, я задал глупейший вопрос: А вы когда-нибудь раньше играли "Rollin' Stone"? Он задумался на секунду и ответил, что нет, что его несколько удивило. Они играли все остальные песни Мадди Уотерса, но, по иронии судьбы, эту песню - никогда. И тогда я набросился на него и спросил, не согласится ли он сыграть её для этой пластинки. Кит ответил, что знает её вдоль и поперек, но решение в конечном итоге остаётся за Миком.


Я сказал: "Дайте мне секунду, и я ему позвоню". Я вышел в другую комнату и позвонил ему. Я был взволнован и сказал: "Тебе не нужно сочинять никаких блюзовых текстов, потому что ты можешь просто взять песню Мадди 'Rollin' Stone'". В трубке повисла долгая пауза. Сначала я подумал, что он разозлится, что я снова навязываю ему идею блюза, но потом он просто спросил: "Хорошо, когда ты хочешь это сделать?". Мы заканчивали сессию овердаба, и я предложил сделать это в тот же день.


Пока Мик добирался до студии, Кит начал играть песню. И теперь у всех в студии волосы поднимались на руках. Наконец-то они собирались записать песню, которая вдохновила их на название группы.

Звучание гитары Кита настолько мощное в этой композиции. Как вам удалось добиться такого сочетания акустического резонанса и электрического дисторшна? Это, несомненно, уникально.


Мы с Полом Ламалфой, моим инженером, решили, что будем записывать на плёнку, потому что лучшего способа запечатлеть суть момента не существует. Задача состояла в том, чтобы передать магию двух музыкантов в одной комнате. Мы стремились воссоздать атмосферу оригинальной записи Мадди, и если какие два парня и могли это сделать, то это были Кит и Мик.


Мы с Китом и его гитарным техником Пьером Де Бьюпортом внимательно слушали оригинальную запись Мадди в качестве эталона. Мы спрашивали: "Это что, электрогитара?". Это казалось маловероятным: тогда он играл на акустической, но звук был таким тяжёлым из-за того, как он играл и как это было записано.


Поэтому я сказал: "У меня есть с собой акустическая гитара Gibson L-4 1930 года", которая напоминает гитару L-1, ассоциирующуюся с Робертом Джонсоном. Кит ответил: "О, дай-ка я на неё взгляну". И вот он начал играть песню. Он мог играть на ней великолепно, но это не простая гитара. Она была сделана до того, как у гитар появился анкер, так что не было никакой возможности отрегулировать высоту струн.


Но тут вселенная сделала своё дело. Мы начали изучать две фотографии Роберта Джонсона. На одной он с сигаретой, а на другой - в шляпе [снятой с большего расстояния]. И мы заметили, что на фотографии, где он с сигаретой, на втором ладу его гитары стоит каподастр. Кит это заметил. И мы все задались вопросом: "Почему каподастр на втором ладу? Что это значит? Большинство песен Роберта Джонсона в тональностях E и A. Мы предположили, что, возможно, он настраивал гитару на тон ниже, в D, и ставил каподастр на второй лад, чтобы вернуть гитару в E, чтобы струны были более ослаблены, и ему было легче играть и исполнять бенды. Именно так Пьер поступил с L-4, затем передал её Киту, который обнаружил, что на ней играется без усилий - как по маслу.


Затем мы обсуждали, какую гитару использовать для записи - акустическую или электрогитару. Тем временем Мик был уже в пути, и нам нужен был план. В итоге мы решили попробовать оба варианта и принять решение позже. Мы установили микрофоны для акустического звучания L-4, а Пьер добавил к ним звукосниматель "липстик", чтобы пропустить сигнал через все четыре усилителя Кита, расположенной в другой комнате. Забавно, что громкость усилителей Кита была настолько велика, что электрический звук из другой комнаты начал просачиваться в микрофон акустики, создавая фантастическую смесь.

Мик использовал микрофон-пулю для своей губной гармошки, который мы пропустили через один из моих модифицированных Дамблом Fender Champ пятидесятых. Для вокала он использовал другой микрофон. Однако, когда они играли, Мик всё время придвигался ближе к Киту. Затем Мик встал, сделав вокальный микрофон ненужным, поскольку он оказался рядом с инструментальным микрофоном, который снимал гитару Кита. В итоге запись состояла в основном из этого единственного инструментального микрофона, а также тонкого микса четырёх усилителей и микрофона-пули, который придавал гармошке дополнительную остроту.


Никто из них не надевал наушники. Они просто играли вдвоём. К четвёртому дублю они начали предугадывать движения друг друга и завершать музыкальные фразы. В то время как Кит исполнял гитарные партии, Мик отвечал ему на губной гармошке, и они идеально синхронизировались. Это была невероятная демонстрация их "химии инь и янь", выработанной за шесть десятилетий. Не преувеличивая, я считаю, что эта запись отражает суть их постоянных отношений.


Вы стали свидетелем подлинного момента в истории музыки.


Это было мощно. Возможно, это самая значимая вещь, которую я когда-либо записывал.

 

 

 

Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и многие другие предоставленные материалы для перевода.