GUITARBLOG.RU

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Если вас давит жаба поддержать проект монетой, вы можете сделать это хотя-бы покликав на рекламу. У сайта нет спонсоров, всё держится на голом энтузиазьме

Памяти Александра Дамбла

 

 

 

 

 

 

 

Джейсон Шэдрик

Premier Guitar Online

Март 2022

Перевод с английского

 

 

 

 

 

 

 

 

Его усилители стоят баснословные суммы, а истории о нём легендарны. Друзья Дамбла делятся своими воспоминаниями о настоящем музыкальном волшебнике.

Ларри Томас знал, как сильно Александр Дамбл почитал Лео Фендера и его разработки. Томас пригласил Дамбла посетить офис Лео, где и была сделана эта фотография. Это место не изменилось с последнего рабочего дня Лео. Фото предоставлено Ларри Томасом.

 

 

 

 

Ховард "Александр" Дамбл был настолько близок к гитарной мистике, насколько это вообще возможно. Он был эксцентричным затворником, известным не только благодаря легендам, связанным с его творениями, но и благодаря самим усилителям. Список музыкантов, которые полагались на его усилители, проходит непрерывной линией через всю историю современных электрогитарных стилей. Эрик Клэптон, Карлос Сантана, Стиви Рэй Воэн, Джексон Браун, Роббен Форд, Эрик Джонсон, Джон Майер, Сонни Лэндрет, Джо Бонамасса и десятки других известных музыкантов нашли свой звук через усилитель Dumble. 17 января Дамбл скончался в своем доме в Тёрлоке, штат Калифорния.

 

Немногие знали Дамбла близко. Учитывая его отвращение к интервью и СМИ, он, вероятно, мог бы пройти через любой гитарный магазин относительно незамеченным. Но Ларри Томас, бывший генеральный директор Fender и Guitar Center, был его близким другом. "Гений - это тот, кто знает о предмете больше, чем кто-либо другой. Его гениальность заключалась в том, что он мог превратить то, что он слышал в вашей игре, в усилитель, который делал её лучше". И это умение выходит далеко за рамки схемы.

 

Кенни Уэйн Шеппард вспоминает, как он принес в мастерскую усилитель для ремонта: "После вскрытия усилителя он крутился вокруг него с мультиметром и почти мгновенно понимал, как его починить. Возможно, есть и другие специалисты по ремонту усилителей, которые могли бы понять эти показания, но Дамбл был единственным в мире, кто знал, какими должны быть эти показания".

Каждый усилитель, созданный Дамблом, был тщательно и кропотливо выверен, чтобы подчеркнуть лучшие стороны стиля владельца. Во многих случаях единственным реальным доказательством того, что усилитель был "Дамблизирован", была бирка, написанная от руки самим Дамблом.

 

 

 

В середине шестидесятых, будучи ещё подростком, Дамбл получил работу по проектированию усилителей для компании Mosrite. Семи Мозли был впечатлён талантливым молодым человеком и предложил сотрудничество. "Он предложил вместе со мной собрать 10 усилителей. Он купил детали и платил мне 90 долларов в неделю - примерно четыре недели, а потом мне пришлось работать бесплатно", - рассказывал Дамбл в интервью Guitar Player в 1985 году. Группа Ventures была одним из крупнейших эндорсеров Mosrite и узнала о новых усилителях, но отказалась их использовать. Дамбл сказал: "Для них они были слишком роковыми". Эти усилители " пиггибэк", возможно, самые редкие из всех творений Дамбла, и считается, что только один или два из них всё ещё сохранились. В конце шестидесятых длительный тур, во время которого Дамбл играл на бас-гитаре с канадской певицей Баффи Сент-Мари (которая в то время даже не подозревала о его таланте создавать усилители), помогло Дамблу открыть свою первую мастерскую.

 

Если гитарист хотел заказать усилитель Dumble, существовал специальный процесс прослушивания. Для того чтобы получить возможность встретиться с мастером, музыканту требовалась рекомендация от кого-то из доверенного круга Дамбла. Затем, если гитарист получал приглашение, он мог просто сыграть для него во время обычной встречи или спросить разрешение принести компакт-диск. "Александр действительно хотел делать усилители только для самых лучших музыкантов в мире", - говорит Ларри Томас. Не похоже, что слава была решающим фактором - Дамбл отклонял просьбы известных музыкантов. "Он относился к своим усилителям так, словно это были его дети", - рассказывает Брюс Форман. В 2019 году Форман принёс Дамблу Fender Vibrolux 1966 года для двух его самых популярных модификаций: RockPhonix и UltraPhonix. "Он хотел, чтобы они создавали музыку".

 

Те, кому посчастливилось пройти "прослушивание" и провести время с Дамблом, часто отмечали его удивительное владение инструментом. Во время одного из своих визитов в мастерскую Дамбла Шепард оказался в роли получателя утончённого гитарного урока. "Он всегда спрашивал разрешения показать мне что-нибудь", - вспоминает Шепард. Эти ненавязчивые "уроки" неизбежно приводили к импровизированным джем-сейшнам, некоторые из которых Шеппард записывал для собственной пользы. "Если бы я не записал те приёмы, которые он мне показывал, я бы забыл их через полчаса".

Бен Харпер не жалеет мелочей, когда дело касается его усилителей. Этот был восьмым из когда-либо сделанных Dumble! Он получил его от одного из своих ранних вдохновителей, Дэвида Линдли. Голова работает на два 12" динамика Celestion, один из которых находится в твидовом кабинете Glasswerks, а другой - в зелёном комбо Dumble.

 

 

 

Гитарист, с которым больше всего ассоциируется звучание Dumble, - это Роббен Форд. На протяжении почти 40 лет Форд был хранителем Overdrive Special, который в его руках стал эталоном классических звуков Dumble. Его последний концертный альбом Live at Yoshi's '96 стал непреднамеренной данью уважения - мало того, что звучание на нём тягучее и масштабное, так ещё и на обложке красуется изображение самого знаменитого Overdrive Special. Форд купил эту голову за 1200 долларов, когда Дамбл работал в The Alley в Северном Голливуде [имеется ввиду студия звукозаписи на бульваре Лакшерим - прим. переводчика]. "Александр сказал мне, что наблюдение за моей игрой через Fender Bassman начала '60-х вдохновило его на создание Overdrive Special", - вспоминает Форд. С ростом карьеры Форда в восьмидесятые и девяностые, стали распространяться слухи о творениях Дамбла и его эксцентричности. "Одним из финальных тестов, которые Дамбл проводил с усилителями, было извлечение ламп и сбрасывание его из окна третьего этажа. Если после этого усилитель работал, он знал, что он готов", - говорит Форд.

 

Примерно через 10 лет после получения первого Overdrive Special, Форд сделал заказ ещё на один, чтобы оставить его в Европе. Первоначально это должна была быть 50-ваттная модель, поскольку Форд искал способы уменьшить громкость на сцене, но это продолжалось недолго. "Оказалось, что я был зависим от 100 ватт в концертных условиях", - говорит Форд. "Как получить хедрум и хороший звук? С помощью Dumble". Несколько лет назад Форд переживал развод, переезжал в Нэшвилл и хотел продать второй ODS. Зная общую нелюбовь Дамбла к рынку подержанных усилителей, Форд связался с ним и предложил разделить выручку. "Он сделал этот усилитель. Я просто продавец", - сказал Форд. Согласившись на долю 60/40, Дамбл связал Форда с покупателем, который время от времени помогал Дамблу приобретать компоненты для его усилителей. Дамбл попросил меня, чтобы я не посылал чек, а чтобы его доля была "кредитом" нового владельца. Он был загадкой для всех нас".

Его образ жизни вне сети заставлял Дамбла часто искать альтернативные варианты оплаты с клиентами. Одним из первых покупателей его усилителей был певец/композитор Кристофер Кросс, которого привела Бонни Райтт. Кросс и Дамбл остановились на двух головах с лампами KT88 в оконечнике (впервые для Дамбла в то время) с соответствующими кабинетами 2x12 из оранжевой замши для чистого звука и Overdrive Special с кабинетом 4x12 для перегруза. Естественно, Кроссу нужен был способ легко переключаться между ними. Решение было связано с парой Стратов японского производства, которые были модифицированы компанией Valley Arts. Каждая гитара имела только средний и бриджевый звукосниматели и была оснащена кондовым переключателем - представьте себе массивные переключатели на задней панели винтажных усилителей Fender. Длинный шнур тянулся к синему двух-юнитовому рэку в которой находились механические реле, контролирующие переключение усилителей. "В то время я действительно не мог позволить себе возиться с педалями", - говорит Кросс. В то время Дамбл жил в доме Джексона Брауна, и Кросс отправился туда, чтобы заплатить за изготовленный на заказ блок реле. "Когда я спросил его, сколько я ему должен, он протянул мне вырванную страницу из каталога Sears, - вспоминает Кросс. Дамбл обвёл стиральную машину и сушилку и сказал Кроссу, что если он купит их для него, то они будут в расчёте.

Несколько компаний пытались сотрудничать с Дамблом, чтобы вывести его усилители на более широкий рынок. "Он создал целую индустрию, в которой не участвовал. Александр никогда не наживался на этом. У него был свой кодекс поведения, которого он придерживался до самого конца", - говорит Джо Бонамасса, который в настоящее время хранит в своей коллекции четыре Overdrive Special и Fender Vibrolux с модом UltraPhonix. По словам Бонамассы, Дамбл - "безусловно, самый инновационный разработчик схем всёх времен", и он приписывает бум бутиковых усилителей заслугам Дамбла.

 

Вероятно, ближе всего Дамбл приблизился к работе с крупной компанией, когда Томас предложил идею лицензирования компанией Fender одной из его разработок. У них было много общего, и они разделяли глубокую любовь к Лео Фендеру и его разработкам. Ранние обсуждения касались создания одобренного Дамблом модифицированного Twin или Deluxe Reverb. Томас также упоминает, что также была вероятность разработки педалей. "У меня есть несколько прототипов [усилителей]", - рассказывает Томас. "Проще говоря, одна из преград заключалась в том, что мы не могли понять, как ему заплатить". После нескольких лет, провёденных над проектом, он исчерпал себя. Последний раз Томас видел Дамбла в октябре, когда они встретились за ужином накануне его переезда в Тёрлок. "Он был в очень хорошем здравии", - говорит Томас.

 

"Его желанием было то, чтобы после его смерти больше не было усилителей Dumble", - говорит Форд. "Большинство людей хотят оставить после себя наследие, но он этого не хотел". Проблемы со здоровьем не позволили Дамблу много работать в последние полгода его жизни, но несколько проектов действительно взволновали его. Слэш недавно связался с ним для работы над усилителем, и он вёл переговоры о создании усилителя для Кита Ричардса.

Наряду с твидовыми Twin, Джо Бонамасса использует пару комбо Dumble Overdrive Special. Эта модель с серебристой панелью была сделана в 1980 году и была дооснащена 85-ваттным динамиком Celestion, который Бонамасса использует в качестве именного. Эта модель 50-ваттная, которую Джо Бонамасса предпочитает их 100-ваттным старшим братьям.

 

 

 

Во время нашей беседы Ларри Томас держал в руках макетную плату, заполненную компонентами старой схемы Fender 5E3 Deluxe. Это был рождественский подарок от его друга, Александра Дамбла. Паяльные соединения были безупречны. Сзади была надпись, описывающая, как резисторы Tru-Ohm и конденсаторы Allen-Bradley были тщательно отобраны из старых усилителей. Почерк Дамбла - даже нацарапанный на задней стороне платы - безошибочно узнаваем. Это было произведение искусства, которое он сделал для своего друга в честь их общей любви к определённому старому усилителю.

Вклад Александра Дамбла - как прямой, так и косвенный - будет стоять в одном ряду с такими именами, как Лео Фендер и Джим Маршалл. Ещё долгие годы его конструкции будут анализировать, обсуждать и копировать, как и его героев. Несмотря на то, что многие никогда не смогут заплатить рыночную стоимость за его творения, Дамбл, возможно, лучше всех сказал в '85-м году: "Существуют сотни, возможно, тысячи или миллионы допустимых гитарных звуков. Когда воздух становится электризованным, это и есть правильный звук, неважно какой".

 

 

Если вам понравился перевод и вы хотите читать и новые публикации, вы можете поддержать развитие сайта, воспользовавшись формой, расположенной в самом низу страницы (справа).