GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Adrian Smith

 

 

В море безумия

 

 

 

 

 

Имон О'Нил

EON Music, август 2020

Перевод с английского

 

 

 

 

Как гитарист и композитор, сочинивший классические песни "Wasted Years", "Stranger in a Strange Land" и другие, Эдриан Смит имеет статус мелодичного гитариста Iron Maiden. Что менее известно, так это его любовь к рыбалке, однако он собирается отбросить все сомнения, выпустив свою первую книгу "Monsters of River & Rock", в которой подробно описывается вся его жизнь в рыбалке по всему миру, а также почти четыре десятилетия (за исключением перерыва в девяностые годы) его основной работы. Мы встретились с Эдрианом для ЭКСКЛЮЗИВНОЙ беседы о книге, его ирландских корнях, сочинении песен и многом другом.

Привет, Эдриан, как вы поживаете?


Спасибо, всё хорошо. Сейчас очень жарко, так что я вполне счастлив, сидя в прохладе своего дома.

Я разговариваю с вами прямо сейчас недалеко от Баллинроба, графство Мейо, которое, я полагаю, является местом, с которым вы знакомы.


Да, моя мать оттуда родом. Я жил там некоторое время в середине восьмидесятых, и да, я рыбачил на реке Робе и в Лох-Маск, ловил форель. Да, там фантастические, красивые места.

В своей новой книге "Monsters of River & Rock" вы упоминаете, что ваша мать играла на скрипке; похоже, вы унаследовали от неё свои проворные пальцы для игры на гитаре.


Хаха, да, моя мама, да, она не так много играла последнее время, но она доставала скрипку на Рождество и тому подобное, и играла все джиги и рилы; она любила это. Она также читала музыку; у неё было хорошее образование и всё такое.

Хорошо известно, что вы большой поклонник Thin Lizzy, но не думали ли вы когда-нибудь пойти по более традиционному ирландскому/кельтскому пути, а не по пути хард-рока, который вы выбрали?


Ну, на самом деле, если вы послушаете некоторые композиции Iron Maiden, гитарные гармонии и некоторые прогрессии, вы поймёте, что в них есть элемент этого. Я любил Thin Lizzy. Они оказали на меня влияние, и здесь есть определённое кельтское влияние; я имею в виду, что это хорошо сочетается с металом, кельтскими вещами, а также легендами, фольклором и всем подобным.

В книге вы рассказываете о том, как впервые играли с Дэйвом Мюрреем, исполняя песню Thin Lizzy "Whisky in the Jar", а Iron Maiden исполнили песню Thin Lizzy "Massacre", но как большой поклонник блюза, вы когда-нибудь исполняли что-нибудь из репертуара Рори Галлахера?


Да, я такой, но нет. Я, наверное, больше фанат Thin Lizzy; Гэри Мура. То есть, мне нравится Рори Галлахер, но Гэри Мур и все гитаристы Thin Lizzy были одним из моих главных влияний.

Когда была анонсирована ваша книга, я и некоторые друзья начали придумывать каламбуры, включая "InWaders", и у вас есть глава, связанная с Гэри Муром, под названием "Parisian Carpways".


Хаха, это хорошая идея! [смеётся]. Да, "InWaders!"; это отличная идея. Теперь мне придется придумать ещё что-нибудь [игра слов: wader - по-английски кулик, а carp по-английски карп - прим. переводчика]. Я буду думать об этом весь день! "Infinite Bream", и всё такое [bream по-английски лещ - прим переводчика]. Ты придумываешь глупые названия для песен, когда записываешь их.
 

Я не мог говорить с вами сегодня, не упомянув о кончине Мартина Бёрча. Как вам работалось с ним в восьмидесятые?


Ну, во-первых, было очень грустно, когда он ушёл из жизни. Я был потрясён, правда, ведь он был ещё совсем молод. Ему был всего 71 год. Мартин, безусловно, записал много великих групп; до нас он работал с Deep Purple и Black Sabbath. Он был великолепен, но поначалу он немного пугал, потому что у него была такая огромная репутация. Я никогда не был в студии, чтобы записать настоящий альбом до [1981 года "Killers"]; я имею в виду, что я едва мог есть в течение недели перед тем, как идти в студию. Но он обладал авторитетом благодаря своей репутации. Он также - как он неоднократно напоминал нам - был обладателем чёрного пояса по карате, и об этом есть несколько историй в книге; если он немного выпивал после сессии [записи], он начинал заниматься карате и отрабатывать удары ногами и руками в студии; вы могли видеть, как все роуди разбегались, убирая гитары с дороги на случай, если он отобьёт голову у винтажного Les Paul или учудит ещё чего-нибудь!

Вы работали с ним над "Killers", и я хотел бы спросить вас об одной из песен с той сессии - "Twilight Zone", в которой есть очень необычная схема гармонии; это была ваша с Дэйвом Мюрреем работа, или Мартин приложил к этому руку?


Мартин никогда не занимался аранжировкой музыки. Он был в большей степени, знаете ли, "пусть группа сияет", сидит и показывает группу в лучшем свете, записывает всё идеально, не использует слишком много трюков. Забавно насчет "Twilight Zone"; это была B-Side  сингла "Wrathchild", а сингл должен был выйти раньше альбома, поэтому его нужно было смикшировать, и B-Side  нужно было сделать раньше остальных. Нам нужна была B-Side , и я думаю, что у Дэйва был рифф для "Twilight Zone". Мы очень быстро его записали. Если вы прислушаетесь к темпу, то он очень быстрый, почти на грани неиграбельного, настолько он быстрый! И когда мы пришли переделывать гитары, мы проделали чертовски сложную работу, подгоняя этот рифф к барабанам.

На самом деле, я сочинил все партии гармонии. Я даже не помню, чтобы Стив был там так уж часто, когда мы её делали. Я написал все гармонии и аккордовую прогрессию, и да, там есть несколько странных нот. Иногда я хочу сделать стандартную гитарную партию; есть стандартные тоника, терция, тоника, квинта. Стиву нравится делать это немного странно; он играет в унисон в одной части, а затем переходит к гармонии, я думаю, потому что он не хочет звучать как Thin Lizzy, в то время как мне это нравится - это мой шаблон! Но для этой конкретной песни, я думаю, я придумал всю гармоническую часть, мы наложили гитары, и получилось очень хорошо, на самом деле, и многие люди говорят, что она должна была быть на альбоме.

 

Развивая свой стиль, вы разработали технику, когда вы играете ноты на одной струне и исполняете хаммер-он на струне ниже, например, в соло "Wasted Years" и "Powerslave"; откуда это взялось? [наиболее ярким примером является соло Эдриана из песни "Prisoner" – прим переволчика]


Да, это просто то, что я придумал; в частности, ноты на верхней струне E, а затем хаммер из неоткуда на струне B в "Powerslave". В "Wasted Years" я пошёл дальше, играя пулл-оффы к открытой B. Очевидно, что это отлично работает в тональности B, в которой исполняется соло. Это результат скорее баловства, чем каких-то музыкальных, теоретических знаний. Но звучит это действительно здорово, звучит очень, очень сложно, но на самом деле это не так; это небольшой трюк, на самом деле. Это хороший небольшой трюк. На альбоме Брюса [Accident of Birth 1996 года] есть песня под названием "The Road to Hell", в которой я часто его использовал!

И вы взяли его и снова использовали для концертной версии "The Wicker Man", не так ли?


Да. [смеётся], мог бы! Да, [смеётся сильнее], я имею в виду, что я стараюсь строить соло с началом и концом, небольшим сумасшедшим шквалом, мелодичным кусочком; это просто способ, которым я думаю. Я слышу соло в голове, а потом обычно придумываю, как его сыграть.
 

Одно из ваших фирменных соло - в песне "Stranger in a Strange Land", о которой вы рассказываете в книге; это такое неземное, мелодичное произведение с невероятным настроением.


Да. Скажу вам, что мы репетировали на Нормандских островах в Джерси, и я ехал на лечение корневого канала, возвращался, у меня пульсировало лицо, лил дождь, я смотрел на море из заднего окна такси, и этот рифф всплыл у меня в голове. И я не мог дождаться возвращения в отель. У нас был весь отель в нашем распоряжении, мы установили аппаратуру и всё такое, я отработал рифф, и всё пошло своим чередом. История [об эксгумации тела исследователя Джона Торрингтона, почти идеально сохранившегося в вечной мерзлоте спустя более века] была опубликована в газете. Это была очень трогательная история, и она прекрасно сочеталась с риффом: пустыня, пустошь, чувство потери надежды, и все это как бы вытекает из неё.

Знаете, моя игра, мне нравится думать, я пытаюсь чувствовать вещи, и мне нравится пространство, чтобы играть в нём, и это была, вероятно, одна из первых песен, в которой я смог это сделать, на этом альбоме, потому что многие вещи Iron Maiden до этого момента были очень быстрыми, агрессивными и тяжёлыми, а эта позволила мне немного расслабиться. Это было здорово, знаете ли. Значит, тогда у тебя было больше возможностей для сочинения.

Многие фэны удивляются, почему эту песню редко исполняют на концертах, ведь она не игралась с 1999 года; не хотели бы вы снова ее исполнить?


Хотелось бы. Её сложно включить в сет, потому что если только мы не исполняем вживую очень быстрые вещи или очень медленные драматические вещи, то всё, что находится посередине, имеет как бы средний темп от начала до конца, а для "Stranger" темп песни имеет решающее значение. Мы склонны ускорять темп во многих наших песнях, и в большинстве случаев это не имеет значения - это просто добавляет волнения, но с этой песней, с её энергией, иногда это может стать... сложно играть вживую, понимаете?
 

Вернёмся к рыбалке, и вы так красноречиво и страстно говорите о ней; мне даже пришлось погуглить некоторые виды рыб, которые вы описывали.

 

Да, в Ирландии нет таких видов рыб. У вас есть линь, возможно, плотва, краснопёрка, щука, окунь - вот, пожалуй, и всё. В Англии у нас есть барбель и карп, которые являются очень популярными спортивными рыбами. В Англии такое разнообразие и так много воды, и я вырос на этом. С тех пор как я себя помню, мой отец брал меня на рыбалку, религиозно, каждое воскресенье. И я просто оценил сельскую природу, хотя мы начали рыбачить не в деревне; мы рыбачили в городе, у газовых заводов - этот ужасный участок канала Гранд Юнион, но там была такая красивая рыба; эта плотва, и она была такой красочной, с ярко-красными плавниками и полосками - я был просто очарован - и окунь; красивая рыба из этого ужасного на вид места. Позже мы часто ездили в Хартфордшир на рыбалку, и для меня это было всё равно, что отправиться на каникулы в город. И я просто полюбил бывать на свежем воздухе, в сельской местности.

 

Кое-что я отметил в книге. Хотя это "Monsters of River & Rock", это также книга о путешествиях, поскольку вы действительно оживляете свой опыт в таких местах, как Тасмания и Канада; похоже, вы любите путешествия, когда вы не в дороге.

 

Ну, тогда я любил. Знаете, всё это было постоянно; в восьмидесятые годы у меня вообще не было своего дома в Англии - иногда я ночевал у родителей. Помню, мои родители переехали, а я был там всего несколько раз, и я вернулся домой после долгого тура и не мог вспомнить, где это было! Я стучался не в те двери! У меня просто не было дома, так что в те дни ты был своего рода кочевником. Ты заканчивал тур, а потом решал остаться в Северной Америке и проехать через Канаду. И у нас было просто невероятное время: поплавковые самолёты, дикие озера, встречи с медведями и лосями и все эти невероятные вещи. Я ведь родом из Клэптона, понимаете? Я никогда не думал, что увижу всё это, просто невероятное приключение".

 

В той же главе вы рассказываете историю о том, как взяли альбом Кима Митчелла "Akimbo Alogo", и как вы хотели привлечь его продюсера для альбома A.S.a.P. Каким был опыт A.S.a.P, оглядываясь назад?

 

Да, это был большой шаг после ухода из Iron Maiden, понимаете? Все началось с того, что у нас был забавный проект [The Entire Population of Hackney] Нико [McBrain] и я, и мы просто начали им заниматься. В группе был период, когда у нас было довольно много свободного времени - у нас было полгода отпуска - и Ник сказал: "Мне скучно, не хочешь поиграть?". Так что мы собрались в Лондоне в студии, и у нас был мой друг Энди Барнетт, который раньше играл с FM и Urchin; Дэйв "Bucket" Колвелл, который играл с Bad Company; Мартин Коннолли, ещё один мой товарищ по рыбалке - он есть в книге; и Дик Янг, который раньше играл в Urchin, на клавишных. Так что мы начали делать всё это, мы дали концерт в Marquee - есть несколько бутлегов - мы дали пару концертов, а потом, несколько лет спустя, я написал несколько песен, и ребята предложили мне записать альбом; они спросили: "Почему бы тебе не записать альбом?", и EMI это понравилось.

 

Но я не был уверен в том, что хочу делать. То есть, я знал, что хочу записать альбом, но в любом случае, это было то, что было, и это немного затянуло, и это стало чем-то вроде группы, а не сольным альбомом. Но нет, я горжусь им. Я хотел, чтобы он звучал более "продюсерски", понимаете, о чём я? В то время мне нравились некоторые вещи восьмидесятых; большой жирный малый барабан, реверберация, которой у нас никогда не было в Iron Maiden - всё было очень сухим, и всё было под микроскопом - я хотел немного более взрывного звучания, и мы, конечно, добились этого. Я думаю, что там было несколько хороших песен. Поразмыслив, может быть, нам следовало бы сделать немного более приземлённый подход; немного меньше клавишных, немного меньше реверберации, и я думаю, что такие песни, как "Silver and Gold", звучали бы скорее как Free, чем как американское радио. Но я думаю, что это немного шокировало ребят из Iron Maiden, хотя не должно было, потому что Urchin не были хэви-метал группой. Но это действительно задало направление на следующий год, и в итоге я ушёл из Iron Maiden! Я не знаю, жизнь - это путешествие, что я могу сказать?

Я хотел бы затронуть кое-что из этого периода: были ли вы в числе претендентов на участие в Def Leppard, когда умер Стив Кларк.


Ну, эммм... [долгая пауза] Я был, да. Да, был. Я не уверен... Я хочу написать больше книг; возможно, это будет в моей следующей! [смеётся] Об этом есть целая история, целая история.

В связи с этим, в продолжение "Monsters of River & Rock", вы должны были написать книгу о гитаре, не так ли?


Да, меня укусил жук, когда я был ребёнком, знаете, Ричи Блэкмор, Пол Коссофф, все эти люди, я был просто очарован. Вообще-то я начинал как вокалист/гитарист. Я был больше вокалистом, потому что я не играл на гитаре. Я как бы пробил себе дорогу в мир Дэйва Мюррея - он уже был достаточно компетентен - сказав, что я певец. Так что мы начали джемовать, и я учился по ходу дела. Но да, у меня были отношения любви и ненависти с гитарой. Я часто корил себя за это. Меня никто не учил, у меня не было наставника, всё было самообучением. Не забывайте, что в то время, когда я присоединился к Iron Maiden, мы выступали с Judas Priest; перед нами играл Ингви Мальмстин; Майкл Шенкер, и я думал: "Я вырос, боготворя Майкла Шенкера, а он выступает передо мной?! Я просто чувствовал себя немного неуверенно - не столько из-за этого, сколько из-за того, что у меня не было никакой подготовки.

Как я уже сказал, годы моего становления прошли больше в качестве вокалиста/гитариста, второго гитариста, и я полагался на таких виртуозов, как Энди Барнетт в ранние годы, или Дэйв Мюррей, но я думаю, что с годами я как бы врос в это. Я всегда считал себя универсалом: композитор, певец, гитарист; это немного похоже на рыбалку - я не специализируюсь на каком-то одном виде - я по своей природе, как мне кажется, мастер на все руки.

У вас должен быть еще один альбом, помимо Iron Maiden, потому что прошло уже несколько лет после Primal Rock Rebellion.


Есть, есть. Я очень взволнован этим, но не могу сказать. Я много пою, но с человеком, с которым я работаю, мы как бы разделили вокал. Но это будет скоро. Я очень взволнован этим, но в данный момент я поклялся хранить тайну.

Возможны ли какие-либо концерты в рамках этого проекта?


Надеюсь, надеюсь. Это зависит от чёртова вируса, понимаете? На данный момент всё пошло прахом, так что...

Наконец, у вас до сих пор сохранились все ваши старые гитары: Ibanez Destroyer 1982 года, Dean, Lado, или они для вас просто инструменты?


Ну, все они были инструментами для работы; я использовал все эти гитары; я очень редко покупаю что-то только для того, чтобы повесить на стену. Но гитары до сих пор у меня. Они хранятся в чулане. Я достаю их время от времени, и это здорово. Они все навевают воспоминания, и почти в каждой гитаре есть песня, понимаете, о чём я? Ты берёшь её в руки, и... [Gibson] Flying V, которую я купил и на которой я играл во время последнего тура Legacy [Legacy of the Beast], как только я взял её в руки, я придумал рифф к "Back in the Village", песне Iron Maiden. Это дало мне песню, так что она окупилась многократно. Так что да, у всех этих гитар есть свои истории и воспоминания, поэтому я очень не хочу расставаться ни с одной из них, так что все они хранятся в чулане, да.