GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Ace Frehley

 

 

Космические Захватчики

 

В гостях у "Самого". Эйс Фрейли приглашает GW в свой дом в Нью-Джерси, чтобы показать нам своё барахло, рассказать об игре на гитаре и объяснить, почему он не собирается останавливаться в ближайшее время.

 

 

 

 

 

 

Джон Видерхорн
Guitar World, май 2024
перевод с английского

В богатом пригороде Нью-Джерси, примерно в часе езды от Манхэттена, лабиринт усаженных деревьями окружающих улиц создаёт сетку, которая не пропускает интенсивное движение, оставляя спокойный, пасторальный район с просторными домами и пышными, ухоженными газонами, не нарушаемый шумом. В конце небольшого квартала, который похож на большинство других улиц, стоит дом в колониальном стиле, который немного больше, чем окружающие его здания.

 

Самый главный признак того, что здесь что-то не так, - это длинная, извилистая подъездная дорога, которая проходит мимо рядов деревьев и словно исчезает. В конце подъездной дороги находится парковка, рассчитанная на дюжину машин, а с другой стороны - фасад величественного, но гостеприимного дома Эйса Фрейли.

 

Гитарный герой и один из основателей Kiss тепло приветствует Guitar World у дверей и приглашает нас на кухню выпить чашечку кофе и поболтать о мировых событиях, а затем проводит экскурсию по дому и подвальной студии, где он сочинил и записал большую часть своего нового альбома 10,000 Volts. Когда его спрашивают, почему он живёт в пригороде, а не в рок-мекке, Фрейли пожимает плечами.

 

"Мы купили это место по отличной цене, и мне здесь очень нравится", - говорит он, поправляя свои большие круглые солнцезащитные очки пальцами с покрытыит синим лаком ногтями. "Люди здесь все успешные, и им не очень нравится мир рок-н-ролла. Я могу спокойно пойти на ужин и поесть, и меня никто не побеспокоит".

 

Может, жилище Фрейли и не расположено в рок-гавани, но внутри всё сделано так, чтобы привлечь внимание к стилю рок-звезды, которого Фрейли придерживается с тех пор, как отец подарил ему первую гитару в 13 лет. Ранняя одержимость Фрейли рок-н-роллом - и его увлечение научной фантастикой - привели его в группу Kiss в 1973 году, а его персонаж - Космический Ас. 

 

В его доме стены украшают постеры старых научно-фантастических фильмов и всевозможные предметы комфорта: антикварный бильярдный стол, портал космического корабля, нарисованный на стене за бархатистым синим диваном, даже сделанный фанатами постер, на котором Эйс изображает Джека Николсона на знаменитой чёрно-белой фотографии в финальной сцене фильма "Сияние". 

 

Есть и более уютные, домашние вещи, включая телевизор с огромным экраном и хай-эндовыми колонками, гостиную с удобной современной мебелью и фотографиями семьи и друзей в рамочках.

 

Конечно, нет недостатка в памятных вещах Kiss и Эйса, а в комнате за кухней выставлены уникальные гитары, которые Эйс любит, но не играет, включая голдтоп Gibson ES-335, сверкающий Strat огненного цвета и диковинку, которую Фрейли не может идентифицировать. Это бордовый NDEA Magnetic в форме Telecaster с двумя звукоснимателями P-90 и четырьмя ручками, инкрустированными мраморными сине-зёлеными камнями.

 

"Я никогда раньше не видел ничего подобного", - говорит Эйс, - "поэтому я должен был её заполучить. Может быть, кто-то из ваших читателей сможет рассказать мне, что это такое".

 

Затем следует ещё немного разговоров о приобретениях, после чего Эйс подходит к окнам с видом на задний двор и показывает на просторную джакузи, где он расслабляется весной и летом. 

 

Это не только медитация, но и тёплая вода и струи под давлением помогают успокоить его спину и шею, которые он повредил в многочисленных автомобильных авариях в семидесятые и восьмидесятые годы. Но это было целую вечность назад, когда ему казалось, что он живет в долг и отрывается на вечеринках так сильно, что уже не может работать в группе, которую он помог создать.

 

Сейчас, спустя 17 лет трезвой жизни, Эйс в прекрасной форме, создаёт новую музыку, гастролирует со своей группой, в которую входят гитарист Джереми Асброк, басист Райан Кук и барабанщик Скотт Куган, и записывает альбомы каверов на свои любимые старые песни. 

 

Вдохновлённый, творчески мотивированный и энергичный, он с удовольствием проводит свободное время со своей невестой Ларой Коув, играет со своим огромным пуделем Чуи и часто ездит в Лас-Вегас, чтобы поиграть в азартные игры. 

 

Несмотря на десятилетия мучений и болий, Эйс неплохо передвигается для человека, которому 27 апреля исполнилось 73 года. И он уверен, что впереди у него еще много лет сочинения и записи песен.

"У моей семьи очень хорошие гены", - рассказывает он. "Моей тёте было 99 лет, когда она умерла. Мой отец дожил до 96 лет, а мама - до 86. Она прожила бы гораздо дольше, если бы мой отец не умер; она умерла от разрыва сердца вскоре после этого".

 

"Это были выходные Суперкубка. Я провел с ней пару дней в больнице и сказал ей: "Всё в порядке, теперь ты можешь всё отпустить. Ты можешь подняться на небеса и быть с папой". Она умерла через 12 часов".

 

Хотя он уверен, что у него ещё много продуктивных лет для того, чтобы зажигать, он не хочет прозябать в старости без рычания, визга и рёва на гитаре. Именно поэтому он потратил немало времени и денег на реконструкцию своего подвала в полноценную студию Ace in the Hole, которая включает в себя полностью оборудованную репетиционную сцену. 

 

Через коридор от репетиционной площадки находится дверь с металлической табличкой, которая гласит: "ЗОНА 51: ВНИМАНИЕ - ЗАПРЕТНАЯ ЗОНА - разрешено применение смертоносных средств - ПРОХОД ЗАПРЕЩЁН". 

 

Внутри находится главный мозговой центр комплекса - высокотехнологичная студия и вокальная комната, где Фрейли сочинил и записал большую часть альбома 10,000 Volts с инженером, композитором и мультиинструменталистом Стивом Брауном из хайр-метал группы восьмидесятых Trixter. Дуэт также записывался в студии Брауна Mojo Vegas 6160 в Нью-Джерси.

 

Многие гитары, которые Эйс использовал для записи 10,000 Volts, а также некоторые из его самых ценных приобретений (включая белый Les Paul, украшенный крошечными лампочками, которые создают узоры в темноте) висят на стене в пределах досягаемости.

 

"Мне всегда нравилось коллекционировать гитары", - говорит он. "В Kiss, когда мы приезжали в новый город, вместо того чтобы заселяться в отель, мы с гитарным техником объезжали все местные ломбарды. Так мы получали отличные вещи".

 

Эйс и сейчас иногда заглядывает в ломбарды, но также покупает и у современных ритейлеров, включая Reverb.com. Он держит в руках великолепный синий Les Paul. 

 

"Я купил его около полугода назад на Reverb за 2000 долларов", - говорит он. "Я не знаю, кто её сделал; я даже не знаю, кто её покрасил, потому что это не серийный Gibson. Но это один из лучших Les Paul, которыми я владею, и я, вероятно, возьму его с собой в тур, когда мы снова отправимся в 2024 году".
 

Хотя заглавная композиция "10 000 Volts" не была последней песней, записанной Фрейли, это был первый сингл, который он выпустил, но его оригинальный рукописный текст лежит на пюпитре рядом с креслом у его микшерного пульта. 

1. Фанат подошёл к Фрейли с двумя гитарами, которые он сделал по образцу обложки альбома Эйса 2014 года Space Invader. Он предложил Эйсу забрать одну из гитар, если подпишет вторую, которую фанат оставил себе.
2. Табличка, висящая на двери домашней студии Эйса. Она не украдена с легендарного военного объекта в Неваде, это копия которую сделали такой, чтобы она выглядела потрёпанной погодой.
3. Ценный Les Paul 1959 года, который Эйс купил в ломбарде во время тура с Kiss.
4. Мини-космонавт из магазина Home Goods
5. Эйс расслабляется на бархатном синем диване на фоне своей космической стены, украшенной обоями, которые он купил на Etsy

6. Кабинет Эйса на верхнем этаже украшен редкими находками, которые он купил оптом (по 150 долларов за штуку) в чикагском ломбарде
7. Фрейли демонстрирует одну из сотен работ фанатов.
8. Гитары стоят в контрольной комнате студии Эйса, в том числе серебристый Les Paul с мигающими лампочками (в центре кадра), впервые использовавшийся в составе Kiss примерно в 1980 году.
9. Эйс с легендарным трёххамбакерным Les Paul Black Beauty, который, как он надеется, будет использован Gibson в качестве вдохновения для новой именной модели.
10. Эйс с двухгрифовым Gibson EDS-1275 в стиле Дона Фелдера возле репетиционной сцены своей группы
11. Gibson сделали для Эйса эту персонализированную реплику гитары Firebird, которую он использовал во время прослушивания для Kiss. Эйс купил оригинальную гитару в магазине We Buy Guitars
в Мидтауне Манхэттена.
12. Пара недоделанных Les Paul, которые Gibson прислал Эйсу в восьмидесяте для покраски. Они всё еще ждут...

 

 

С тех пор как 28 ноября 2023 года он выпустил клип на заглавную композицию, "10,000 Volts" набрал около миллиона просмотров на YouTube. Блюзовый, бьющий по рёбрам гимн - это квинтэссенция Эйса, сочетающая в себе вязкую мощь "Mission to Mars" и классическую мелодичность песни Эйса "Shock Me" с альбома Kiss 1977 года "Love Gun".

 

"Забавно, что обе песни, "Shock Me" и "10,000 Volts", я сочинил о том, как меня шарахнуло током на сцене во время концерта Kiss в Лейкленде, штат Флорида, - говорит Эйс, - я до сих пор люблю "Shock Me", но "10,000 Volts" мне нравится даже больше. Это просто офигенная рок-н-ролльная песня, которую очень здорово играть".

 

Помимо того, что Фрейли - мастер пентатоники, он остаётся шоуменом, о чём свидетельствует видеоролик с молниями и пиротехникой на песню "10,000 Volts". Только не ждите от будущих концертов Эйса таких фейерверков, какие он устраивал в Kiss. 

 

"У меня больше нет таких гитар", - говорит он. "Люди предлагали мне за них немыслимые суммы, и я их продал. Но чертежи у меня остались"

 

Говоря о Kiss, нельзя не упомянуть недавнюю перепалку, которая произошла прямо перед (возможно) последним туром группы. Когда Джин Симмонс и Пол Стэнли объявили, что Kiss дадут свой последний концерт в Мэдисон-Сквер-Гарден, они говорили о том, чтобы пригласить Эйса и барабанщика Питера Крисса выйти на сцену вместе с ними.

 

Слухи распространились, и Фрейли начал с нетерпением ждать возможности выступить со своими старыми товарищами по группе впервые с 24 февраля 2002 года, со времени церемонии закрытия Зимних Олимпийских игр. Затем он услышал, как Стэнли говорит о нём гадости и поливает грязью его игру.

 

"Дело в том, что когда они впервые заговорили о том, что мы будем играть с ними, они никогда не собирались этого делать, они просто хотели продать больше билетов", - говорит Фрейли с ноткой раздражения. 

 

"И всё пошло прахом, когда они пришли на шоу Говарда Стерна и сказали, что если они будут играть со мной и Питером, то могут переименовать группу в Piss. Но так уж они устроены"

 

"Что касается меня, то они сделали то, что сделали, а я счастлив, занимаясь тем, чем занимаюсь. Я все еще силён и только что записал один из лучших альбомов в своей карьере".

 

Фрейли начал сочинять песни для 10,000 Volts ещё в 2022 году вместе со своим другом детства Пеппи Кастро, который играл на гитаре в психоделической гаражной группе шестидесятых Blues Magoos, и гитаристом Дерреком Хокинсом, который гастролировал с Эйсом в 2007 году. Но Фрейли не был в восторге от того, что они сочинили.

 

Когда он поделился своим разочарованием с невестой, она предложила Эйсу поработать над текстом со своим другом Стивом Брауном, который работал с Def Leppard, Деннисом ДеЯнгом, Danger Danger и бродвейским мюзиклом "Рок на века".

 

"В своё время я был шапочно знаком с ним", - говорит Эйс. Стив был моим большим фэном, и, как многие гитаристы, он сказал, что увидеть меня в Kiss было одной из вещей, которые вдохновили его на игру на гитаре, что очень лестно".

 

"Прошло много лет, и теперь он действительно талантливый композитор и инженер, который работал со всеми этими замечательными людьми над самой разной музыкой. Я подумал, почему бы не попробовать? И я позвонил ему".

 

Браун прислал Фрейли профессиональную демо-запись развязного, среднего темпа, блюзового гимна, полного продолжительных, наэлектризованных аккордов. Впечатлённый, и отметив, что в песне есть строчка о "прогулке по Луне" - отличный ход, когда пишешь для Космонавта - Эйс позвонил Брауну и сказал, что ему нравится песня, но он хочет переделать текст и изменить название на Walking on the Moon. Кроме того, он хотел внести ещё одно изменение.

 

Я сказал: "Стив, здесь нужен бридж". Он переспросил: "Что значит "нужен бридж?" Я: "Это здорово, но нужен бридж". Он пришехал, мы переписали текст, я вставил бридж, и песня была готова. Никакой тягомотины. Мы сделали всё за один день. И мы так хорошо сработались, что просто продолжили".

На протяжении почти всего 2023 года, когда Фрейли и Браун могли согласовать свои графики, они собирались вместе в одной из своих домашних студий для работы над новыми песнями (в общей сложности около 25 раз), и химия всегда была кинетической. За одну шестидневную сессию они сочинили пять песен.

 

К октябрю, спустя 13 месяцев после начала проекта, Фрейли уже дорабатывал финальный микс 10,000 Volts. Более цельный и слаженный, чем Spaceman 2018 года, альбом включает в себя душераздирающую балладу "Life of a Stranger" с фортепианным сопровождением, задорную, импульсивную "Cosmic Heart", палящую заглавную композицию и заразительные поп-метал риффы "Cherry Medicine" и "Blinded".

 

В зависимости от настроения песни, над которой он работал, Эйс выбирал из множества Gibson'ов, а иногда и пары Fender Stratocasters, подключал их к Marshall JCM800 и пускал в ход, используя только свой бриджевый звукосниматель (остальные он просто отключил). 

 

Окрылённый энтузиазмом по поводу новых песен, а также некоторыми семейными и карьерными неурядицами, о которых он предпочитает не говорить, Фрейли влил в свою игру и радость, и разочарование. А соло он записывал импульсивно и спонтанно, играя от души, а не составляя прогрессии.

 

Помимо того, что он с нетерпением ждёт возможности поделиться своей первой порцией оригинальных композиций со времён Spaceman, он хочет перевернуть мнение всех, кто считает, что он недостаточно хорош, чтобы играть на сцене с Kiss, и продемонстрировать, что он так же способен выпускать отличные песни, как и в 1978 году, и прочно вошёл в колею.

Ваши последние две пластинки были альбомами каверов. Почему вы решили выпустить оригинальный материал?

 

Я посмотрел свой контракт, и там было написано, что я им ещё должен, так что у меня не было выбора. Я не хотел, чтобы они стучались ко мне в дверь или расторгали мой контракт. [смеётся] Нет, я должен был записать студийную пластинку с оригинальными песнями, и время было подходящее. Я решил, что после этого выпущу ещё один Origins [альбом каверов]. Единственная кавер-версия на этом диске "Life of a Stranger" - песня Nadia, которая звучала в титрах первого фильма "Перевозчик" с Джейсоном Стейтемом".

 

Почему вы решили сделать кавер на латиноамериканскую электропоп-песню, которая вышла в 2002 году?

 

Мне просто понравилась песня. Она исполняет её в стиле редкого поп-техно. Я хотел исполнить её с тяжелыми барабанами, грохочущими гитарами и очень мощным припевом. Это что-то новое для меня. Я всегда стараюсь мыслить нестандартно. Это просто вопрос мозгового штурма и придумывания новых идей.

 

Вы хотели, чтобы 10,000 Volts стал развитием Spaceman?

 

Я хотел, чтобы он был немного более современным. Было здорово работать со Стивом, потому что ему уже за пятьдесят, так что у него другой взгляд на вещи, чем у меня, и он использует ProTools уже 30 лет. Я очень доволен всем, что связано с этой пластинкой, и продюсирование намного лучше, чем на многих других моих работах.

 

Вы со Стивом сочинили большинство песен за последний год?

 

Мы работали очень быстро. Единственная старая песня - "Back in My Arms Again", которую я сочинил 40 лет назад с Артуром Стидом [клавишник группы Frehley's Comet в 1984 и 1985 годы].

 

Многие преданные фанаты Эйса Фрейли слышали ваши старые демо-записи и удивлялись, почему вы не выпустили эту песню раньше. Среднетемповое настроение и печальный вокал словно написаны для хита на рок-радио восьмидесятых.

 

Я не знаю, почему я ничего с ней не сделал. Мне она очень нравится. Но у меня так много песен, которые я сочинил, но не записал, так что это не так уж странно. К тому же, я был занят множеством других вещей. Просто мне показалось, что эта песня отлично подойдет для 10,000 Volts, и Стив согласился.

 

Как только вы сочинили песни, вы со Стивом записали их вместе с другими музыкантами?

 

Когда вы находите правильный путь с правильной командой, в студии царит очень расслабленная атмосфера. И отчасти это происходит оттого, что с тобой находится как можно меньше людей. Мне не нравится, когда во время записи в контрольной комнате много народу. Я понял это, когда записывал свой сольный альбом '78-го года. 

 

Там были я, Эдди Крамер, Энтон Фиг и всё. Я отвлекаюсь, когда там ещё три или четыре человека, и у каждого есть своё мнение, как и у каждого есть своя придурь. Это просто слишком.

 

Вы чувствуете себя менее уверенно?

 

Дело не в этом. Видите ли, я знаю, чего хочу, верно? Я знаю, что мне нужно. И если мы не сходимся во мнениях, закрой свой рот. "Эй, да пошёл ты на хуй. Это моя запись". Стив это прекрасно уловил и понял. Мы соглашались с ним в 95 процентах случаев, так что споров не было. И он всегда был готов изменить что-то, чтобы сделать это лучше. Мы оба делали всё возможное, чтобы песни были как можно лучше.
 

Когда вы сочиняете и записываете сольный материал, стараетесь ли вы играть иначе, чем в Kiss?

 

Я даже не думаю о Kiss, когда сочиняю и записываюсь. Это моя сольная запись, и я просто пишу так, как пишу, и не пытаюсь подражать чему-то. Когда я сочиняю песню, я никогда не думаю: "О, как к этому отнесутся фанаты Kiss?". Есть фанаты Эйса, и, конечно, многим поклонникам Kiss нравится моя музыка, что очень приятно. Но то, что Kiss делали в прошлом, меня совершенно не волнует. 


Независимо от настроения песни, звук вашей гитары можно узнать сразу.

 

Ты подключаешь Les Paul к Marshall и выкручиваешь его на 10, и получается идеальное сочетание, и я использую эту комбинацию уже более 40 лет. Оно никогда меня не подводило. Так что, если ничего не сломалось, не надо чинить. В одной песне я попытался сделать что-то в стиле кантри, а потом переслушал её и сказал: "Нет, это должно быть соло Эйса. Я не должен пытаться копировать кантри-исполнителей". И я думаю, что новое соло получилось лучше.

 

Насколько важны Gibson'а для вашего гитарного звука?

 

Это мясо и картошка, но иногда нужен другой вкус. Очень часто, когда я записываю ритм-партию, я записываю её на Les Paul, а затем дублирую её на Fender, потому что у Fender совершенно другой гармонический диапазон, чем у Les Paul. И когда вы соединяете их вместе, то получаете гораздо более плотный звук. Этому приёму я научился у Пита Таунсенда, и я использовал это всегда.

 

Стив играл на ритм-гитаре и бас-гитаре почти в каждой песне. Он также сыграл соло в песнях "Walkin' on the Moon" и "Fightin' for Life". Разве это не ваша территория?

 

Когда Стив сочинял музыку, он часто играл соло и говорил: "Эйс, вот такая вещь, по-моему, подойдёт для этой песни". Я записывал большинство соло, но многие из его соло были действительно хороши.

 

Пару раз я говорил ему: "Стив, это соло, которое ты сыграл, так хорошо, давай просто используем его", потому что я не знаю, смог бы я его улучшить. И если он сделал отличное соло, он заслуживает похвалы. Я отдаю должное там, где это положено".

 

Вы уже говорили о том, что являетесь полным самоучкой и учитесь на собственном опыте. Но это не совсем так. Похоже, вы многому научились, внимательно слушая музыкантов, которыми вы восхищались, и внедряя кое-что из того, что они делают, в свой стиль.

 

Это правда. Я учился у многих ребят, которые звучат как никто другой. Когда вы слышите, как играет Эрик Клэптон, вы знаете, что это Клэптон. У Джими Хендрикса тоже был свой стиль, и он был очень своеобразным; Таунсенд такой же. Он мастер работы с аккордами. Таунсенд мог сыграть один и тот же аккорд в дюжине разных позиций.

 

Я многому научился, изучая Пита Таунсенда. Многие люди не знают, что он подкладывал акустическую гитару под электрогитару, чтобы добиться более жирного звучания. Я использую это сейчас в некоторых песнях. На самом деле её не так уж и сильно слышно, но если ее убрать, то её не хватает, потому что она помогает поддержать песню. И именно он вдохновил меня на то, чтобы играться с теребонькой.

Kiss были квинтэссенцией американской группы, но при этом вы подражали многим великим британским музыкантам, что довольно иронично, поскольку группы "Британского вторжения" опирались в своём звучании на старый американский блюз.

 

Я изучал творчество Клэптона, Джеффа Бека, Хендрикса, Таунсенда, Джорджа Харрисона, Кита Ричардса - всё британское вторжение - с тех пор, как мне исполнилось 13 лет и отец купил мне мою первую электрогитару. На меня повлияли несколько американских гитаристов, в том числе Джим Маккарти из Detroit Wheels и Джо Уолш, когда он играл в James Gang. Ещё я слушал Би Би Кинга, Альберта Кинга и Фредди Кинга. 

 

Многие из этих чёрных блюзовых гитаристов играли так нестандартно и просто, но в то же время великолепно. Чак Берри никогда не играл сложных соло. Всё дело было в выборе ноты, в отношении и индивидуальности. А игра с чувством так сильно влияет на то, как звучит ваша гитарная работа.

 

Сочиняли ли вы заранее свои соло для нового альбома?

 

Нет, никогда. Я просто говорил: "Стив, жми на кнопку записи. В какой тональности это будет?". А потом, бум, я начинал играть четыре или пять тактов. Мы прослушивали их и собирали лучшие фрагменты в ProTools. Несколько кликов мышкой - и у вас есть гитарное соло.

 

Вы обычно придерживаетесь пентатоники?

 

Да, потому что это мой стиль. Это работает. Если не сломалось, не надо исправлять. Но в то же время очень многое зависит от того, как вы берёте ноты. Вы можете играть медиаторные флажолеты, бендить ноты, сильно атаковать медиатором или совсем чуть-чуть. Вы можете поскрести струны. Вы можете делать всевозможные вещи, которые никак не связаны с вашей левой рукой.

 

10,000 Volts стоит особняком как крепкий альбом, который звучит более актуально, чем многие артисты, которые продолжают гастролировать с прошлыми хитами и жить за счёт былой славы - имена не называются.

 

Очень здорово, что мы всё ещё можем выпускать пластинки и люди хотят их слушать. Реакция на сингл 10,000 Volts очень радует, и это не дает мне расслабиться. Мне не терпится увидеть, как пойдут дела с другими синглами, и я с нетерпением жду гастролей. В будущем я вижу только позитив. 

 

Слава Богу, у меня есть прекрасная женщина, с которой я помолвлен, и замечательная семья. Слава Богу, все здоровы. У вас может быть сто миллионов долларов в банке, но если у вас нет здоровья, у вас нет ничего.

 

И если у меня все в порядке, я могу сосредоточиться на музыке и продолжать бросать себе вызовы и делать разные вещи. Я хочу, чтобы люди знали, что это я, когда слышат меня, но я не хочу повторять одно и то же из альбома в альбом.